Юность в 1990-е: откровения читательниц Psychologies
Две искренние и несхожие во взглядах и оценках событий истории. Мы публикуем не просто личные воспоминания о детстве и юности — это еще и своеобразный документ времени. А еще свидетельство того, как по-разному мы видим историческое прошлое, свидетелями которого стали сами.

«Новое время буквально стирало моего папу из жизни»
Алина, 47 лет
«Мне становится физически нехорошо, когда вспоминаю это время. Не могу слышать о том, как все было тогда прекрасно и открыто свободе. Конечно, тем, кто жил в парниковых условиях, покупал все в закрытых магазинах, зарабатывал в иностранной валюте, было хорошо. Им не нужно было, как нашей семье, отстаивать длинные очереди за элементарной едой. А потом настали времена, когда и на самые простые продукты просто не хватало.
В силу возраста мы с сестрой многое не осознавали, но сейчас, оглядываясь назад, больно за то, что вынуждена была прожить с нами бабушка, которая прошла еще голодное время войны. Радовались тому, что осталась мука и можно купить капусту, испечь простые пирожки. Папа потерял веру в себя, в то, что он, ученый, кому-то нужен и в состоянии нас элементарно прокормить. Замкнулся в себе, начал пить.
Новое время буквально стирало моего папу из жизни, но это я пойму позже. Потом он заболел, очень скоро его не стало. Мы остались с пятилетней сестрой, мамой и бабушкой. Моя мама вынуждена была вечерами подрабатывать уборщицей. В конце концов ей удалось устроиться помощницей по хозяйству в состоятельную семью.
Раньше мама была инженером, но в конструкторском бюро, где она работала, ей, как и отцу, перестали платить зарплату
И нам надо было вчетвером выживать. И когда я иногда приходила в дом, где она работала, на собственной шкуре узнала, что такое социальные классы, которые мы прежде изучали лишь в учебнике истории. На нас смотрели как на прислугу.
Возвращалась мама поздно, а во дворах был большой шанс нарваться на наркоманов, готовых ради дозы на все. Я очень волновалась за нее, выходила из дома пораньше и ждала у метро, чтобы идти вместе. Женщину тогда могли в любое время схватить, запихнуть в машину. Это произошло с моей подругой. Она была с девочками в кафе, где с ней пытались познакомится, а когда романтические уговоры не удались, подловили у выхода и, приставив нож, увезли в неизвестном направлении.