Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка
Фильмы Хаяо Миядзаки — шедевры художественной анимации, созданные с необыкновенной фантазией и любовью. А Студия Ghibli — это то самое место, где они появлялись. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Life публикует отрывок из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты» о развитии студии и сложностях, связанных с фильмом «Мой сосед Тоторо».
«Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из Долины ветров» — интеллектуальные, страстные и сложные мультфильмы студии Ghibli — называют национальным достоянием Японии. Их создатель Хаяо Миядзаки, получивший почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги в кинематографе, считается легендой анимации. Сегодня созданная Миядзаки студия Ghibli — самая прибыльная анимационная компания за пределами Голливуда. Миядзаки основал Ghibli в 1985 году и пригласил Исао Такахату и продюсера Тосио Судзуки вместе работать над созданием анимационных фильмов, и делать их вне канона — как хочется. На студии царил дух свободы, творилось волшебство и создавались шедевры.
Всем, очарованным анимацией легендарного Хаяо Миядзаки издательство «Бомбора» подготовило настоящий подарок к майским праздникам. На русском языке впервые выходит книга «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты» с подробной историей всех новаторских произведений студии Ghibli и, конечно, с биографией их создателей. Это вторая книга о Хаяо Миядзаки, которая выходит в издательстве «Бомбора» — уже издавались «Волшебные миры Хаяо Миядзаки». Но первая, в которой история успеха и история творчества рассказываются вместе. Колин Оделл, Мишель Ле Блан ищут ответы на вопросы об успехе компании в период господства Голливуда и Диснея и анализируют сквозные темы анимации Миядзаки через призму его жизни.
С разрешения издательства Forbes Life публикует отрывок из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты» о развитии студии и сложностях, связанных с фильмом «Мой сосед Тоторо».
Оглядываясь назад, легко проследить, как Ghibli стала успешной, но ее путь не всегда был легок. Производство качественного анимационного фильма процесс затратный и растягивается на длительный срок. Одна-единственная неудача в прокате означала бы конец компании, и прошло еще несколько лет, прежде чем Ghibli смогла достичь планки финансовой безопасности. Несмотря на то, что ранние фильмы студии Ghibli теперь считаются классикой, они не дотягивали до кассового успеха «Навсикаи из Долины ветров». «Небесный замок Лапута» (1986) и выход сразу двух фильмов — «Могилы светлячков» (1988) и «Моего соседа Тоторо» — позволили неплохо заработать в прокате, но не стали звездными хитами. Приличную отдачу от картин студия начала получать лишь после выхода «Ведьминой службы доставки» (1989). Далее последовала серия чрезвычайно успешных фильмов, которые в сочетании с доходом, полученным после запоздалой положительной оценки «Моего соседа Тоторо», позволили достаточно крепко встать на ноги. Финансовые неудачи с экспериментами вроде телевизионного фильма «Здесь слышен океан» (1993) и амбициозной, полностью цифровой картины Такахаты «Мои соседи Ямада» (1999) оказались позади.
Студия Ghibli стала национальным достоянием, их фильмы часто возглавляли кассовые сборы в Японии, а популярность стремительно росла, в том числе и за рубежами островов, особенно после получения «Оскара» за фильм Миядзаки «Унесенные призраками» (2001). Одной из сильных сторон студии является разнообразие ее продукции. Западные представления об анимации обычно сводятся к тому, что этот формат больше всего подходит для детского или семейного рынка, и самыми популярными фильмами Ghibli остаются фантастические анимационные работы, но аниме — это удивительно многогранная форма искусства. Интересным аспектом, который западному зрителю может показаться странным, является то, что действие во многих из них происходит в реальном мире. Это общая черта аниме, в то время как в западном кинематографе такие истории чаще выходят в форме игрового кино. Студия создавала как оригинальные истории, так и экранизации в широком диапазоне жанров — фантастики, приключений, байопика или драмы, — как с очень простыми повествованиями, так и с невероятно сложными. С каждым разом фильмы Ghibli становились все более сложными и трудоемкими, и именно качество производства — приверженность студии художественному творчеству — обеспечивает то, что ее работы остаются вне времени. И это несмотря на то, что с момента основания Ghibli методы создания анимации сильно изменились.
Мы намеренно не снимаем сиквелы к успешным фильмам… Хорошо это или плохо, но мы не ищем легких путей. Во время создания картины мы работаем со всем усердием и желанием раздвинуть границы возможного. Наша цель — это создание достойной анимации, которая несет в себе определенный посыл.