Тоннель под Темзой: драматическая история строительства первого в мире тоннеля под рекой
И началась эта история, как ни странно, в России.

Некоторые исторические сюжеты так драматичны и романтичны, что сами просятся на экран. Строительство Тоннеля под Темзой — как раз из таких сюжетов. Даже странно, что по нему еще не сняли фильм с каким-нибудь Джонни Деппом в главной роли.
История строительства тоннеля под Темзой началась, как ни странно, в России. В 1814 году аудиенции императора Александра I удостоился британский инженер французского происхождения Марк Брюнель. Инженер представил царю революционный проект — строительство тоннеля под Невой.
Дело в том, что стремительный рост промышленного производства в крупнейших городах мира, доставлял массу неудобств их жителям. Увеличивалось количество людей, транспорта, грузов. Старые улицы и мосты не выдерживали такого напряжение и быстро приходили в негодность. Так что идея строительства тоннеля под рекой выглядела весьма привлекательно.
Правда, она также выглядела неосуществимой: большинство инженеров и вовсе считали строительство в мягких почвах вокруг рек, невозможным. Но Брюнель верил в свою идею. Даже когда Александр I ее отверг, предпочтя рискованному тоннелю очередной проверенный мост.
Через четыре года после возвращения из России Брюнель запатентовал проходческий щит — сборную подвижную металлическую конструкцию, которая обеспечивала безопасное проведение горной выработки.

проходческий щит для
строительства метро
По легенде, вдохновил Брюнеля на изобретение простой корабельный червь. Инженер наблюдал за тем, как червь прокладывает себе дорогу в прессованной дубовой щепке. На голове у червя был твердый панцирь, которым он просверливал себе дорогу, оставляя на стенках проделанного им тоннеля защитный слой извести.
Собственно, Брюнель мог успокоиться в момент регистрации патента: его изобретение не просто войдет в историю — почти все метрополитены мира построены с помощью проходческого щита Брюнеля! Но Брюнелю этого было мало.
В 1823 году Брюнель представил лондонским властям проект двухарочного тоннеля под Темзой, соединяющего районы Ротерхит и Вапинг — ширина реки в этом месте составляет больше 300 метров. Спонсировать проект вызвался Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон и другие частные лица. Строительство стартовало в феврале 1825 года.