Как издатели ищут новых читателей
XXI век войдет в историю как век чтения. Правда, читает человечество в основном мессенджеры. Видя это, игроки книжной индустрии по всему миру придумывают новые форматы, стремясь удержать внимание пользователя. Накануне Московской книжной ярмарки генеральный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов рассказывает, как выглядит книжный рынок сегодня.
С книгами происходит что-то странное, вы заметили? Одни говорят, что книги стали читать меньше, другие — что читать стали значительно больше. Психологи уверенно заявляют, что книги на экране читать вредно или, по крайней мере, не так полезно, как на бумаге, их коллеги — что некорректно говорить о пользе или вреде, если паттерны восприятия текста меняются прямо на глазах.
С книгами, книжным делом и книжной индустрией действительно что-то происходит. Меняется сразу всё: и то, как и какие книги читают, и то, как их издают, и — главное, наверное — то место, которое книга занимает в нашей культуре и жизни.
Самый лаконичный и, кажется, самый точный диагноз нынешнему кризису поставил вице-президент большого международного магазина электронных книг Kobo Питер Свинклс: «Люди никогда не читали так много, как сейчас. Они просто читают не то, что производит для них книжная индустрия. И это проблема, но только для тех, кто работает в книжной индустрии. Как индустрия, мы не можем создавать читателей для нашего контента. Мы позволяем другим отраслям пожирать время, которое могло быть посвящено книгам. Ясно, что аудиокниги могут вернуть читателей к "книгам". Это обнадеживает. Серийные публикации воспроизводят запойное потребление, которое мы видим в других отраслях развлечений. С моей точки зрения, все это указывает на важность снижения порога для входа в чтение».
Говоря это, Свинклс имеет в виду и то, что люди читают книги, которые авторы публикуют независимо от индустрии, и то, что мы читаем некнижный контент в соцсетях и мессенджерах — урывками, но почти непрерывно на протяжении всего дня. Такое «отрывистое» чтение стало обыденной практикой для миллиардов пользователей интернета, сформировав устойчивую привычку именно такого восприятия текста. И если читатели привыкли к мессенджерам, то почему бы не приспособить книжный контент к такому чтению? Да, вот прямо засунуть книгу в чат.
Одним из первых такой вариант публикации реализовал американский сервис Hooked, уже в 2018 году набравший более 10 млн пользователей. Вы загружаете приложение, выбираете интересную вам историю-чат и читаете ее, кликая на продолжение. Наибольшей популярностью там пользуются, кажется, всяческие страшилки: интересно же, выжила она или не выжила и чем на самом деле все там закончилось? Глядя на успех Hooked, на рынке стали появляться десятки аналогичных приложений, в том числе Amazon Rapids, MyBook и российское приложение «Взахлеб», которое умудрилось набрать больше 5 млн пользователей. Поучаствовал в эксперименте по превращению книги в чат и писатель Джеймс Паттерсон — в 2018 году вышел сокращенный вариант его романа «Шеф-повар», переформатированный специально для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger — с географическими картами, видеороликами и «инстаграмками». Выглядел этот проект скорее как рекламная кампания — но читать можно.