Как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес?

ForbesБизнес

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

Ксения Мельникова

Петр Осипов (слева) и Михаил Дашкиев Фото VK

В августе сооснователь тренингов для предпринимателей «Бизнес Молодость» Петр Осипов объявил об окончании девятилетней истории проекта. Этому предшествовали выход из компании его партнера Михаила Дашкиева и финансовые проблемы, усилившиеся на фоне пандемии. Forbes решил вспомнить, как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес и почему у нее всегда было больше хейтеров, чем почитателей

На одном из тренингов «Бизнес Молодости» («БМ») в 2016 году в ответ на задание «поставить себе материальную цель» основательница тульской стройкомпании VSGROUP Ольга Дыдыко подняла руку и сказала: «Мне не нужна машина классная или сумка Birkin, я лучше куплю экскаватор для компании». Ведущий тренинга, сооснователь «БМ» Петр Осипов, по словам Дыдыко, вызвал ее на сцену и «публично разобрал» кейс. «Сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели и боюсь двигаться вперед. Я расплакалась прямо на сцене. Это был трэш», — вспоминает Ольга.

Ее опыт, судя по недовольству курсами в Сети, не уникален: «Бизнес Молодость» на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Но несмотря на волну хейта, курсы на протяжении многих лет пользовались завидным спросом, а в 2018-м совокупная выручка основных юрлиц «БМ» достигла 1 млрд рублей.

Первые несколько лет, по словам Осипова, он и Дашкиев «горели проектом», но впоследствии «огонь стал потухать». В начале 2019-го, несмотря на успешные финансовые показатели предыдущего года, из компании вышел Дашкиев. Осипов закрыл год с убытком в 27,8 млн рублей, а в августе 2020-го заявил о полной остановке бизнеса, так и не оправившись от пандемического удара. Впрочем, некоторые эксперты считают, что объявление о закрытии — всего лишь маркетинговый ход, и на самом деле курсы переродятся «под новым соусом» в ближайшее время.

Forbes поговорил с Осиповым и Дашкиевым и узнал, как двум 20-летним чебоксарцам удалось построить инфобизнесовую империю, довести выручку до 1 млрд рублей, несмотря на тонны критики, и действительно ли Россия останется без «Бизнес Молодости».

20-летние учителя

Петр Осипов и Михаил Дашкиев родились и выросли в Чебоксарах, учились в соседних школах, но плотно общаться стали только в Москве, куда оба поступили в вузы (Осипов — в РГГУ, Дашкиев — в НИУ ВШЭ). Осипов последовательно строил политологическую карьеру: еще будучи школьником, начал работать в предвыборном штабе местного депутата Евгения Слепова, затем устроился помощником депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Броницына.

Уже тогда у него появился интерес к ораторству: Осипов организовывал депутатские выступления на 100-150 человек, но Броницын не всегда на них доезжал. Студент его «подменял» — так и научился «держать себя на сцене».

Избирательные кампании проходили летом, поэтому для стабильного заработка Осипов устроился менеджером по продажам в компанию ФТК, которая предлагала дополнительное образование для школьников. Сначала «ходил по школам и продавал курсы», но впоследствии стал сам вести курсы по публичным выступлениям.

Увлекшись темой, на последних курсах университета он устроился на стажировку в компанию «Ораторика» (тренинги по бизнесу и личной эффективности). «Он был достаточно активным студентом, постоянно интересовался новой информацией и пробовал разные подходы», — вспоминает опыт работы с будущим конкурентом владелица «Ораторики» Ирина Киреева. Благодаря «Ораторике» у Осипова, по собственным словам, появились частные клиенты по публичным выступлениям: будучи студентом пятого курса, он вел консультации «для некоторых топ-менеджеров небольших компаний».

«Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей»

Дашкиев во время учебы успел поработать в школе менеджеров «Арсенал», маркетологом в тренинговой компании Pinta Lab, а также запустить вместе с приятелем Дмитрием Крутовым (в будущем сооснователем онлайн-образовательного проекта Skillbox) маркетинговое агентство Mokselle и магазин энергосберегающих ламп «Энергосберегающие системы».

Осипов и Дашкиев, к тому моменту уже плотно общавшиеся, были настолько вдохновлены тем фактом, что в свои 20 с небольшим лет зарабатывали «по 100 000-150 000 рублей в месяц», что решили написать книгу «про важность постановки целей». Но книга дело небыстрое, поэтому своими мыслями придумали поделиться на студенческом мероприятии бизнес-инкубатора ВШЭ. Мастер-класс, который прошел летом 2010 года, назвали «Бизнес и молодость» (впоследствии трансформировалось в нынешний вариант — «Бизнес Молодость»). В ходе него студентам пообещали «пошаговый план для первого рывка» в карьере. На мероприятие, по словам Осипова, пришли несколько сотен участников.

«Если выступаем, надо что-то продать», подумали тогда Осипов и Дашкиев и решили рассказать о еще не созданном «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием». Предложили студентам за 5000 рублей в месяц посещать еженедельные встречи, где молодые тренеры будут «разбирать их кейсы» — помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30-40 студентов «ребята 18-21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».

В таком формате курсы просуществовал полтора года. «Людей было не очень много на уровне этих 30-40 человек в месяц и держались, — вспоминает Осипов. Но я не помню, чтобы мы активно пиарили [проект] тогда. Было интересно собрать вокруг себя тусовку ребят, которые интересуются развитием. Давали им задание на неделю, разбирали, снова давали задание. И так постепенно начала выкристаллизовываться методология». Осипов преподавал навыки публичных выступлений и постановку целей, Дашкиев создание сайтов и маркетинг. Занятия вели только лично сторонних экспертов не приглашали. На каждой новой встрече оценивали результат, который за неделю достигли ученики, например, насколько за счет настройки маркетинга выросли продажи.

Феномен «Молодости»

«Именно фокус на результат был нашей фишкой такого никто не предлагал», — говорит Осипов. С ним соглашается миллиардер Игорь Рыбаков, сооснователь компании «Технониколь»: «Я застал самое начало этого рынка в России. «Бизнес Молодость» первая организация, которая предложила более-менее организованное обучение в формате для начинающих предпринимателей. В этом смысле они феномен, заслуживающий изучения, исторического признания». Курсы вчерашних студентов выстрелили, потому что «в то время бизнесу пытались учить, но делали это академично, тихо, а «БМ» имели наглость делать это так, как они делали ярко, с вызовом, где-то на грани фола», считает сооснователь «Нетологии-групп» Максим Спиридонов. «Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией, — соглашается Аяз Шабутдинов, серийный предприниматель и один из выпускников «БМ». — Они поняли, что предприниматель — это не наделенный сакральностью идеальный персонаж, а обычный человек, который тоже иногда не может себя заставить пойти на работу, который толком никак не ведет у себя учет».

Чтобы привлекать новых клиентов, Осипов и Дашкиев сделали сайт и стали проводить новые выступления в МГУ, ВШЭ и других вузах — рассказывали о «своем бизнесе, несмотря на возраст», и советовали, «что читать, что смотреть, с кем общаться, какие качества в себе развивать». За первые два года работы сарафанное радио создало вокруг тренингов «большой резонанс», уверяет Осипов. Доход юрлиц «Бизнес Молодости» с видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (ООО «Бизнес-Молодость» и ООО «БМ») за 2012 год составил 8,3 млн рублей, прибыль — 4,3 млн. Партнеры также функционировали как ИП: Дашкиев — с 2010 года, Осипов — с 2011-го.

Почувствовав первую волну успеха, партнеры полностью переключились со сторонней работы на компанию и принялись строить «из хобби бизнес». Сформировали первые несколько программ: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8000-10 000 рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20 000-30 000 рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью в 300 000 рублей. Затем в совладельцы и управленцы позвали экс-владельца разработчика облачных услуг для управления бизнесом «Мегаплан»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса

Как организм некоторых пациентов удерживает под контролем ВИЧ-инфекцию

N+1
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Мудборд: гангстерский стиль на примере культовых ролей Роберта Де Ниро Мудборд: гангстерский стиль на примере культовых ролей Роберта Де Ниро

На примере нарядов героев Роберта Де Ниро можно составить портрет мафиози в кино

Esquire
Парочка со стулом: с чем Кокорин и Мамаев отправились в историю из здания суда Парочка со стулом: с чем Кокорин и Мамаев отправились в историю из здания суда

В истории спорта они останутся как метатели стульев и уличные боксеры

Forbes
Дети предпочли исследование новых возможностей очевидной выгоде Дети предпочли исследование новых возможностей очевидной выгоде

Лучше журавль в небе, чем синица в руке

N+1
Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов

История обнаружения сокровищ Дрезденской галереи в мае 1945 года

Forbes
Автономный и ответственный. Как сегодня воспитать независимо мыслящего ребенка Автономный и ответственный. Как сегодня воспитать независимо мыслящего ребенка

Когда и как нужно начинать развивать самостоятельность у ребенка

Forbes
Как поднять конверсию продаж в бизнесе Как поднять конверсию продаж в бизнесе

Чтобы выжить в кризис, компаниям необходимо работать над эффективностью

СНОБ
Грудь вперед и замуж шутки ради: 10 любопытных фактов о Кире Найтли Грудь вперед и замуж шутки ради: 10 любопытных фактов о Кире Найтли

Несколько фактов о Кире Найтли, которые вы, возможно, не слышали раньше

Cosmopolitan
Дети августа. Почему победа над ГКЧП не научила нас ничему полезному Дети августа. Почему победа над ГКЧП не научила нас ничему полезному

Дни августа 91-го определили, что новая революция в России едва ли возможна

СНОБ
Как правильно сочетать цвета в одежде: 8 идеальных вариантов-2020 Как правильно сочетать цвета в одежде: 8 идеальных вариантов-2020

Как сочетать одежду по цветам?

Cosmopolitan
Олигархи, алмазные рудники, мозоли и интриги. Отрывок из детективного романа «Каннибалы» Олигархи, алмазные рудники, мозоли и интриги. Отрывок из детективного романа «Каннибалы»

Отрывок из книги Юлии Яковлевой «Каннибалы»

Forbes
17 лет без прибыли, но оценка $26 млрд: что выяснилось о «секретном» проекте Palantir из проспекта для IPO 17 лет без прибыли, но оценка $26 млрд: что выяснилось о «секретном» проекте Palantir из проспекта для IPO

Palantir — успешная «секретная служба», зависящая от госконтрактов

VC.RU
Одеяло черной дыры: планеты, рожденные во мраке и холоде Одеяло черной дыры: планеты, рожденные во мраке и холоде

Японские астрономы предсказали новый класс космических объектов

Популярная механика
Подруги и услуги Подруги и услуги

Некоторые считают, что по дружбе им должны и прическу делать, и ремонт

Лиза
Павел Дуров Павел Дуров

Правила жизни Павла Дурова

Esquire
«Годы ушли»: Почему женщин заставляют поверить, что все лучшее — в прошлом? «Годы ушли»: Почему женщин заставляют поверить, что все лучшее — в прошлом?

Социум по-прежнему пытается навязать женщинам лживые стандарты

Psychologies
Доказано: мозг слепых и зрячих одинаково реагирует на лица Доказано: мозг слепых и зрячих одинаково реагирует на лица

Что первично при дифференциации мозга: жизненный опыт или встроенная структура?

Популярная механика
Смотреть в глаза Смотреть в глаза

Как бороться с темными кругами под глазами

Худеем правильно
6 художников, которые начинали со стрит-арта 6 художников, которые начинали со стрит-арта

Кто, кроме самого известного в мире анонима Бэнкси, всегда творил на улице

GQ
Идеальное сочетание: какие тени подходят для карих глаз Идеальное сочетание: какие тени подходят для карих глаз

Какие выбрать тени под карие глаза, чтобы выглядеть ярко и нескучно

Cosmopolitan
Самцы бразильских лягушек оказались верны своему гарему Самцы бразильских лягушек оказались верны своему гарему

Теперь случаи гаремной полигинии известны во всех классах четвероногих

N+1
Глава Роскультцентра Марина Абрамова об экономике будущего и о том, как привить ее в России Глава Роскультцентра Марина Абрамова об экономике будущего и о том, как привить ее в России

Как в стране вышек и труб привить любовь к экономике будущего?

СНОБ
Уроки пандемии. Как компании и их сотрудники будут привыкать к новым реалиям бизнеса Уроки пандемии. Как компании и их сотрудники будут привыкать к новым реалиям бизнеса

Предприниматели пытаются приспособиться к новым реалиям ведения бизнеса

Forbes
«Он как Хабиб, но для другой аудитории»: как парень из сибирской деревни стал чемпионом UFC и заработал $1 млн «Он как Хабиб, но для другой аудитории»: как парень из сибирской деревни стал чемпионом UFC и заработал $1 млн

Кто сделал Петра Яна боксером, и зачем он ушел в смешанные единоборства?

Forbes
Келломяки Келломяки

Доброе старое Комарово — новый центр светского притяжения

Собака.ru
5 лучших романов Рэя Бредбери: 100 лет легенды фантастики 5 лучших романов Рэя Бредбери: 100 лет легенды фантастики

Подборка самых интересных и важных романов Рэя Бредбери

Популярная механика
Один такой Один такой

Дизайнер Ксения Ступко оформила интерьер загородной резиденции под Краснодаром

SALON-Interior
7 продуктов, которые нельзя давать собаке (они для нее опасны) 7 продуктов, которые нельзя давать собаке (они для нее опасны)

Не балуй любимца этими угощениями

Playboy
Открыть в приложении