Заводы данных
Не так давно каждая компания строила свой собственный центр обработки данных или серверную. Неудивительно, что с этим часто возникали проблемы: для серверов не хватало помещений, энергии, вычислительной мощности или объема жестких дисков. В ответ на запрос появились первые коммерческие центры обработки данных, ЦОДы, куда компании начали ставить свои стойки и оборудование. Через некоторое время стало понятно, что можно арендовать не место в ЦОДе, а его оборудование – по сути, виртуальную инфраструктуру, причем по мере роста запросов клиента услугу легко масштабировать. Так появились облачные технологии. Самые продвинутые клиенты сегодня потребляют даже не вычисления или терабайты в облаке, а уже готовые компоненты – например, берут не просто виртуальную машину, а базу данных как сервис.
Возможно, вычисления по сей день концентрировались бы в гигантских центрах, если бы не развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, телемедицины, HDвидеосервисов и онлайн-игр, требующих минимизации задержек между потребителем и услугой, – такой класс называется «граничные вычисления». Поэтому у МТС есть целый спектр центров обработки данных: огромные ЦОДы в Москве, множество региональных ЦОДов, которые строятся или планируются в каждом крупном городе, а также решения по микроЦОДам, когда площадка создается недалеко от клиента, чтобы вычисления происходили рядом с ним.
С развитием граничных вычислений структура центров обработки данных станет динамичной. Критически требовательные к времени задержки приложения будут работать в небольших ЦОДах в непосредственной близости от клиента – может, даже в подъезде. Приложение, запущенное в облаке, за миллисекунды развернется из ближайшего ЦОДа, а когда потребность отпадет, снова свернется и отправится в большой ЦОД подальше, освобождая место в локальном центре. Такие приложения сейчас только появляются, но скоро станут столь же привычными, как мобильная связь.
Как в крепости
Центры обработки данных защищены от всех неприятностей, они продолжат функционировать после любой катастрофы. Например, кабелей питания здесь как минимум два, они заходят в здание с разных сторон, причем идут от разных независимых поставщиков электроэнергии.
Второй эшелон обороны – системы гарантированного электроснабжения, дизель-генераторные подстанции, которые автоматически включаются в работу в случае проблем с энергосетями. Дизельгенераторы построены по схеме 2N: один основной и один резервный на случай неисправности. Плюс запас дизельного топлива на 24 часа. Почему только на сутки? Этого времени достаточно, чтобы подъехал топливозаправщик и пополнил емкости. Третий уровень защиты – источники бесперебойного питания с двойным резервированием аккумуляторной батареи, которые позволяют ЦОДу перейти с городской электроэнергии на дизель, не прерывая обслуживания клиентов. Не менее важен и подвод волоконно-оптических линий связи. Их две, они независимые и входят с разных сторон площадки, чтобы исключить случайности типа «экскаватор, копая, перерубил линию». Вообще, в центрах обработки данных многое задвоено: два дизеля, два ИБП, две линии питания серверов, две линии связи. Это нужно не только для предотвращения аварий, но и для