Страсти египетские
Египтомания накрыла не только Оливье Рустена из Balmain и Дэниела Роузберри из Schiaparelli! В Эрмитаже отмечают юбилей: 200 лет с тех пор, как Жан-Франсуа Шампольон дешифровал первые эмодзи в мире — египетские иероглифы — и показывают эпичную выставку «Египтомания». Скарабеи, масоны, Бакст, пиранези, севрский фарфор от Наполеона и, конечно, Гермес Трисмегист: более 700 экспонатов рассказывают о страсти к стране пирамид, которая охватила людей еще во времена расцвета древнегреческой цивилизации и продолжается до сих пор.
Египтизирующий эффект
Под термином «египтомания» кураторы выставки в Эрмитаже подразумевают феномен проникновения египетских элементов в западную культуру, и в частности в прикладное искусство, живопись, архитектуру, театр и литературу, и так как страсть к Египту никуда не делась до сих пор, то и в массовую культуру, кино, телевидение, дизайн и моду. Россия увлекалась Египтом наравне со всеми другими европейскими странами, и в Петербурге этому есть множество доказательств, самое известное из которых — сфинксы перед зданием Академии художеств на Университетской набережной, установленные в апреле 1834 года. Есть версия, что Огюст Монферран предлагал поставить на этой набережной статую бога Озириса — как покровителя наук и искусств, которую собирался изваять лично. Однако проект не был одобрен, и таким образом город не получил столь интересный образец «египтоманского» искусства. Но на выставке в Эрмитаже можно увидеть, как интерпретировали европейские, в частности итальянские, скульпторы эту тему: две гранитные статуи Антиноя, изображенного как раз в виде Озириса, созданные в Риме в 1790‑е годы, поражают эталонной мужской красотой — точеными профилями и идеально проработанной мускулатурой.
Толчок к увлечению Египтом в Европе дали наполеоновские походы, кампания закончилась военным поражением Бонапарта, но зато способствовала развитию науки — вместе с военными в Египет отправились ученые; материалы, собранные ими, легли в основу собрания Института исследования Египта в Каире (Institut d’Égypte). В Эрмитаже представлены несколько альбомов «Описания Египта» (Description de l’Égypte) — энциклопедии, издававшейся этой институцией несколько десятилетий, хранившиеся в императорской библиотеке. Великолепные, подробнейшим образом прорисованные гравюры из этих изданий буквально завораживают и будят воображение, так что совсем не удивительно, что просвещенная публика так увлеклась египетской цивилизацией. Победители Наполеона — англичане — привезли из египетского похода великое множество артефактов и среди них тот самый Розеттский камень, который помог найти ключ к разгадке иероглифов, хотя важными в этом процессе стали и рисунки архитектора Гюйо, тщательно скопировавшего иероглифы храма в Абу-Симбеле и передавшего свои работы Жану-Франсуа Шампольону.