Силы от востребованности
Российский художник Гоша Острецов поделился со «Снобом» своими мыслями о современном арт-рынке, об опасных грантах и торговле воздухом
Про путь художника
Еще Бенвенуто Челлини в своем жизнеописании говорил о фортуне, которая благоволит молодости. Молодость дает определенный шанс. Фортуна в эпоху Возрождения представлялась существом с коком, как у рок-н-ролльщиков. Где-то лет до тридцати надо успеть поймать ее за вихор, и тогда она будет тебя тащить. А если не поймал, то везти тебе будет лишь до какого-то периода. Пока ты молод и полон сил, к тебе есть потенциальный интерес, люди решают, что в тебя можно вкладывать деньги. Это небольшие деньги, но когда у тебя нет ни семьи, ни забот о недвижимости, ты живешь у родителей или перекантовываешься у товарищей в подвале, то траты минимальны, а признание – это драйв. Какая-то копейка капнула, что-то продалось на аукционах или распродажах рисунков – и слава Богу. Но когда человек заводит семью, ситуация меняется, надо на что-то жить. И возникает вопрос целесообразности отношений с арт-миром. Появляются сложности, потому что, во-первых, художник становится не таким привлекательным с точки зрения инвестиций, во-вторых, даже если он еще не потерял своей привлекательности, те деньги, которые он получает с продаж, минимальны. Их не хватает, человек ищет возможности заработка. Это тоже снижает потенциал и активность творческой деятельности.
Художник – это призвание, а параллельно человек может зарабатывать на кусок хлеба чем угодно: быть и грузчиком, и сторожем. Конечно, идеально зарабатывать своим ремеслом – делать иллюстрации, дизайн. Но в России это копеечная работа, вытягивающая все силы. Начиная где-то с 35 и до 45 лет становится тяжело. Дальше уже совсем все плохо: ты не вышел на рынок, потому что его нет, а значит, ты на него не выйдешь никогда. Интерес к тебе как к потенциальному растущему художнику уже падает. Но лет в 65–70, если ты сохранил свою линию, хоть что-то делаешь, где-то появляешься, ты переходишь в статус классика. Здесь молодые бизнесмены видят обратную привлекательность, потому что тебе скоро помирать, и вложенный капитал может умножиться сразу вдвое или втрое, если ты себя активно ведешь. Надо выжить в самый тяжелый период – с 45 до 65. Сейчас я и многие мои сверстники находимся именно в нем.