Искусство без революций
Темной зимой в уютных московских и питерских залах нас ждут настоящие звезды – Малевич, Косолапов и парижская школа.
Эту историю было бы лучше рассказывать, гуляя по улочкам Монпарнаса или потягивая вино на террасе «Ротонды» – кафе, где, как писал Амшей Нюренберг, «художники находят маршанов, которым продают свои произведения, и критиков, согласных о них писать». Нищие эмигранты, съезжавшиеся в Париж в поисках свободы и признания, те, кого сегодня мы условно объединяем в парижскую школу, не перестают волновать и занимают музейные залы. В Пушкинском продолжается ретроспектива Сутина (до 21 января), в лондонской Тейт Модерн «дают» Модильяни (до 2 апреля). Их секрет – «ощущение жизни как боли, умение сострадать и ощущение это реализовывать в искусстве» (не могу удержаться от цитаты искусствоведа Михаила Германа) и еще – судьбоносные встречи с коллекционерами, которые сто лет назад были не меньшими творцами истории искусства. Один из них – Йонас Неттер, легендарную коллекцию которого показывает в Петербурге Музей Фаберже на выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» (до 25 марта).
Йонас Неттер родился в Страсбурге в семье преуспевающего коммерсанта. В его шесть лет семья переехала в Париж. Мальчик любил музыку и хорошо играл на фортепиано, но пошел по стопам отца, став агентом крупных торговых марок. Искусством он заинтересовался в сорок три года, зайдя по делам в префектуру и увидев на стене кабинета пейзаж Мориса Утрилло. Он был первым, кто обратил внимание на картину, и благодарный префект Леон Замарон познакомил Неттера с Леопольдом Зборовски, не удавшимся поэтом и начинающим артдилером. Эмоциональный представитель богемы, вечный должник Зборовски и прагматичный, ответственный Неттер – странный и напряженный союз. Вообщето Неттеру нравились импрессионисты, но к 1915 году, когда состоялась эта встреча, они уже были дороги, и он обратился к молодому искусству, за которое большинству было жаль и ломаного гроша.