Дневник. Арт
Ирина Осипова
Два Джорджо и один Сальвадор
Весной в Москву и Петербург привезут три большие выставки признанных гениев ХХ века. Все трое с одинаковым упорством уводят зрителя в ирреальные миры.
Они были почти ровесники и оба итальянцы. Только один Джорджо родился в Болонье, обаятельном университетском городе, где даже бары с ресторанами расположены в открытых за полночь книжных лавках. Может быть, поэтому за семьдесят с лишним лет своей жизни он почти никуда не выезжал, предпочитал остальному миру ренессансные галереи вдоль зданий, по которым можно обойти весь город, не выбираясь на улицу.
Второму Джорджо не сиделось на месте. Семья, даром что итальянцы, жила в Центральной Греции, на берегу залива у подножия горы кентавров Пелион. Он учился живописи в Афинах, Флоренции и Мюнхене, в Париже сошелся с Пикассо и Аполлинером, к концу Первой мировой войны оказался в военном госпитале в Ферраре и там, найдя единомышленника в лице художника Карла Карра, придумал метафизическую живопись. Недолгий, но самый знаменитый период его творчества — жесткая геометрия безвоздушного пространства, цветная звенящая пустота, населенная манекенами.
Большие выставки Моранди и де Кирико откроются в Москве друг за другом с разницей в неделю (де Кирико в Третьяковке на Крымском Валу, с 19 апреля по 23 июля, Моранди в Пушкинском, в галерее импрессионистов, с 27 апреля по 10 сентября), на обеих обещают по сотне экспонатов из музеев и частных коллекций.
«Картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное», — писал де Кирико, и одного этого было достаточно, чтобы прослыть предтечей сюрреализма. Он утверждал, что нарисованные им миры являются ему в видениях. Подсознание смешивало разнообразные впечатления юности: средневековые башни и ренессансные аркады итальянских городов, идеально выстроенной перспективой затягивающие в себя зрителя, античные статуи, выступающие из тени. Человек своей эпохи, де Кирико читал Фрейда и Ницше. От первого ему достались персонажи-манекены,