Театр
Они уже здесь
О театре обыденности Павла Пряжко и Дмитрия Волкострелова.
На фестивале «Любимовка-2016» читали пьесу белорусского драматурга Павла Пряжко «Черная коробка». Крошечное пространство «большого» зала Театра. doc в Малом Казенном переулке оказалось забито так, что в буквальном смысле слова нечем было дышать. Три с лишним часа люди, не шелохнувшись, слушали странную пьесу (вернее, непьесу) о попытке ничем не примечательных молодых людей перенестись из настоящего в свое прошлое, в школу-интернат. Это путешествие во времени, полное навязчивых и незначительных бытовых подробностей, с бесконечным повторением одних и тех же односложных реплик, сначала раздражало, а потом затягивало и уже почему-то не отпускало. Особый успех выпал на долю читавшего за Марину Михаила Угарова, что неудивительно: в конце концов именно его спектакль по пьесе Пряжко «Жизнь удалась» получил в свое время «Золотую маску». Скоро после «Любимовки» Москва увидела еще два спектакля по пьесам Пряжко – в постановке Дмитрия Волкострелова и его театра Post. Там тоже был аншлаг, и кто-то теперь наверняка поедет в Петербург только ради этого театра.
Павел и Дмитрий, конечно, революционеры, но какие-то тихие и самодостаточные. Без громких заявлений и метания бомб. А между тем сделать успели уже очень много. Пряжко, например, отменил понятие пьесы, заменив его текстом. Отменил темы как таковые: вопросы «про что» и «зачем» – это не к нему. Зато, как и все настоящие драматурги, создал свой отдельный язык, свой способ организации текста. Герои его, как правило, люди примитивные, простые, из толпы – сегодня лучше сказать из Сети, – говорят коротко, односложно и, в сущности, ни о чем. Удивляет как раз не это, а то, что они не раздражают и их хочется слушать. Что есть в авторе и режиссере какое-то несвойственное времени равное уважение ко всем: и к своим героям-гопникам, и к зрителям, выросшим на Шекспире и Чехове (а такие здесь тоже присутствуют). Спокойный театр, некрикливый, ненавязчивый, интеллигентный, одним словом.