Смертоносные цветы куноити: кем были женщины-ниндзя в японской истории
Куноити, воительницы-ниндзя — очень популярный образ в массовой культуре. Отделяя реальные факты от вымыслов, кандидат культурологии японист Ольга Лебедева рассказывает о настоящих куноити в прошлом Японии, и о том, почему так сложно изучать женскую историю.
Образы женщин, практикующих ниндзюцу — искусство шпионажа и скрытых атак — сейчас встречаются во множестве японских рассказов, фильмов, сериалов, компьютерных игр и, конечно, манге и анимэ. Эти произведения популярны во всем мире и в России тоже — например, Сакура Харуно из многосерийной аниме-саги «Наруто» именно куноити. А вот имена реально существовавших куноити практически неизвестны.
Редкое исключение — женщина-ниндзя по имени Мотидзуки Тиёмэ, жившая, предположительно, в XVI веке. В японской истории этот период называют Сэнгоку, или «эпохой воюющих провинций», когда распри между самурайскими кланами не прекращались. Муж Тиёмэ, Мотидзуки Моритоки, погиб в битве при Каванакадзиме, сражаясь под началом влиятельного самурая Такэды Сингэна. Овдовевшая Тиёмэ решила занять его место в строю, и сама стала служить Такэде. Тот воспользовался ее стремлением отомстить за мужа и привлек к делу. Он поручил Тиёмэ создать сеть из женщин-шпионок куноити. Тиёмэ обосновалась в деревне Нацу и устроила настоящую школу-пансион для девочек, которых тайно обучала искусству ниндзюцу. Об истинной цели ее стараний, конечно, никто не знал — даже самураи из окружения Такэды.
Со стороны казалось, что заботливая женщина дает приют сиротам, девочкам, вовлеченным в проституцию, бездомным, бедным девочкам из разорившихся крестьянских семей, и готовит их к достойной роли синтоистских жриц мико. Странствующие жрицы мико были удобным прикрытием для деятельности куноити — не привлекая внимания, они могли перемещаться по всей стране и выполнять свои задания от клана Такэда. Особенно удобно им было собирать и передавать информацию. Таких шпионок-куноити Тиёмэ подготовила около 200-300 человек.
Куноити могли и отступать от роли странствующих жриц и проникать в дом потенциальной жертвы, например, под видом служанки. Также популярные энциклопедии об искусстве ниндзюцу не забывают упомянуть, что они широко пользовались своими «женскими чарами» обольстительниц. Помимо универсальных приемов, которыми пользовались мужчины-ниндзя, куноити широко использовали небольшие колющие предметы — острые заколки кандзаси, иногда с отравленным кончиком, специальные иглы фукуми-бари, которые можно было выдувать из бумажной трубочки в тело противника.