Отрывок из книги «Искусственный интеллект и экономика»

Inc.Культура

Пилоты, солдаты, цензоры: каким профессиям по-настоящему угрожает искусственный интеллект

Роджер Бутл, экономист

Разговоры о том, что роботы и нейросети в ближайшие годы отберут рабочие места у большой части населения Земли, звучат уже много лет. Что из этого паранойя, а к чему действительно стоит готовиться? Почему беспилотники до сих пор не вытеснили привычные автомобили с дорог, а живых людей на полях сражений не заменили машины, не испытывающие боли? И какая профессия может исчезнуть, не просуществовав и полувека? На эти вопросы в своей книге «Искусственный интеллект и экономика» отвечает британский экономист, основатель консалтинговой компании в сфере макроэкономики Capital Economics Роджер Бутл. Книга выйдет в августе в издательстве «Альпина Паблишер», Inc. публикует отрывок из нее.

Оракулы

Как бы разочаровывающе это ни прозвучало, скажу честно — я просто не знаю, какие рабочие места появятся в будущем.

Представьте себе, что вы смотрите в сегодняшний день из 1900 года. Разве могли бы вы тогда представить, что доля работников сельского хозяйства в США упадет в 20 раз? Или все эти бесчисленные толпы людей, работающих с лошадьми: покупка, продажа, содержание, кормление, чистка, — сделаются совершенно лишними? Или огромная масса людей будет расходовать весьма приличные суммы денег на личных тренеров только ради того, чтобы те помогли им намучиться вдоволь?

История полна разнообразных авторитетов, делавших долгосрочные прогнозы, которые оказывались абсолютно неверными. Одним из моих фаворитов является великий Уильям Стэнли Джевонс, один из самых выдающихся экономистов конца XIX века. В 1865 году он предсказал, что промышленный рост скоро остановится из-за нехватки запасов угля. Бедный старина Джевонс!

Ошибки прогнозирования у большинства экспертов имеют две общие черты. Во-первых, они недооценивают способность людей и экономической системы к адаптации. Во-вторых, если не считать того «большого изменения», последствия которого они пытаются предугадать, они во всем остальном понимают будущее как прямое продолжение прошлого. Другими словами, им попросту не хватает воображения.

Эти недостатки присущи не только пророкам давних времен. Такие же всезнающие личности могут появиться в любой момент настоящего, и мы должны с большой осторожностью относиться к их заявлениям. Произнеся это кредо, преисполнившись смирением и напившись из колодца скептицизма, мы теперь можем сказать кое-что и о занятости в будущем, где доминируют роботы и искусственный интеллект.

Водители

Одна из наиболее широко обсуждаемых профессий, которой, судя по всему, всерьез угрожают роботы и искусственный интеллект, — это водители. Количество и разнообразие рабочих мест, которым грозит опасность из-за появления беспилотных транспортных средств, потенциально огромно: водители автобусов, грузовиков, такси, доставки и многие другие. В отчете грузовой отрасли за 2017 году прогнозировалось, что к 2030 году из 6,4 млн рабочих мест в области грузоперевозок в Америке и Европе около 4,4 млн могут исчезнуть, поскольку за рулем будут роботы. Водитель, занимающийся доставкой грузов, — чуть ли не самая распространенная профессия в девяти штатах США.

Обратите внимание, что возможные последствия автоматизации вождения пока еще совсем не ощущаются. Однако при оценке их следует иметь в виду, например, такой факт, что в 2018 году в Америке спрос на рабочие места в сфере грузоперевозок чрезвычайно возрос из-за укрепления экономики и возникшего бума интернет-покупок, что привело к резкому увеличению объемов перевозок на дальние расстояния. Соответственно, повысились и ставки оплаты труда водителей грузовиков.

Последствием широкого внедрения беспилотных транспортных средств будет значительное снижение затрат в экономике, особенно в таких географически протяженных странах, как США. По словам Алека Росса, на оплату труда водителей приходится 25–35% общих затрат во всем бюджете грузоперевозок.

Но все не так просто, как кажется.

В мире современных беспилотных транспортных средств существует огромная пропасть между газетной шумихой и реальностью.

Беспилотные автомобили — уже давно не фантастика; они существуют и работают в реальной жизни, правда внутри строго ограниченных зон, например, в некоторых районах города Феникс, штат Аризона. Другой штат — Калифорния — недавно утвердил новые правила, позволяющие беспилотным автомобилям ездить без человека-водителя, сидящего за рулем. Министр финансов Великобритании Филип Хэммонд заявил в интервью BBC, что одним из его планов является введение в эксплуатацию полностью беспилотных автомобилей к 2021 году.

Около 50 автомобилестроительных и ИТ-компаний, включая Alphabet, Apple, Ford, GM, Toyota и Uber, уже тестируют в Калифорнии автономные транспортные средства, а по всему миру сегодня реализуется более сотни испытательных проектов, связанных с развитием беспилотного транспорта. По словам компаний, которые разрабатывают модели, характеристики самоуправляемых автомобилей весьма впечатляют и постоянно улучшаются. Все упомянутые компании вложили в беспилотные автомобили огромные средства и твердо верят, что за ними будущее.

Но, конечно, это не обязательно означает, что они правы или что они получат хорошую отдачу от своих денег. Я надеюсь предоставить вам достаточно пищи к размышлению, чтобы вы могли составить собственное мнение по этому вопросу.

Вы легко можете понять причины энтузиазма по поводу новых транспортных технологий. Отчасти дело здесь в экономии средств, о чем уже говорилось выше. Но преимущества автоматизации выходят далеко за рамки этого. Не секрет, что водители-люди ответственны за смерть 1,2 млн человек в год, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий, и за травмы, наносимые еще десяткам миллионов человек (от 20 до 50 млн по разным оценкам). По расчетам некоторых экспертов, потери от дорожных аварий для стран со средним уровнем дохода составляют около 2% их годового ВВП. И подавляющее большинство этих несчастных случаев, как правило, связано с «человеческим фактором» —вождением в нетрезвом или болезненном состоянии, усталостью и рассеянностью.

Огромные преимущества от беспилотных автомобилей смогут получить пожилые и немощные граждане, физически не способные водить машину, не говоря уже о тех, кто по тем или иным причинам никогда этого и не умел. Автоматизация позволит им иметь такой же уровень мобильности, как и у остального населения, без недостатков общественного транспорта и расходов на такси. Родители будут освобождены от их извечной рутинной работы — забирать детей с вечеринок, уроков балета, футбольных матчей и т. д. Да и простой поход в паб или на вечеринку больше не потребует мучительного выбора: вести машину и не пить или пить и раскошелиться на такси.

Помимо всего прочего, это приведет и к экономии времени, которое мы тратим на дорогу к месту работы, на встречи с друзьями и семьей, покупки, поездки в отпуск или выполнение каких-либо поручений. Нет, разумеется, ничего плохого в том, что кому-то из нас действительно нравится вождение, но большинству оно не так уж по душе — особенно в загруженном городе или в пробках на автомагистралях. Подумайте, насколько лучше было бы, если бы за рулем был кто-то или что-то еще. Мы могли бы смотреть фильмы, изучать язык, работать, пить сколько душе угодно или спать. Какое блаженство! Хотя эффекты от этого, возможно, не найдут яркого отражения в показателях национального ВВП, главным результатом таких нововведений, несомненно, будет рост благополучия людей.

Парковщики, страховщики, юристы

Если индустрия беспилотных автомобилей действительно испытает резкий подъем, это может иметь и другие серьезные последствия, помимо ненужности водителей-людей. Ультраэнтузиасты говорят даже о трансформации городского планирования, поскольку люди в массовом порядке откажутся от личных автомобилей и перейдут на беспилотные электромобили, которые станут предметом общего пользования. Вполне возможно, что количество машин резко упадет, поскольку все предпочтут ездить на беспилотных автомобилях, которые можно будет просто взять напрокат в любой момент и где угодно.

Совместное исследование Всемирного экономического форума и консалтинговой корпорации Boston Consulting Group выявило большие возможности, существующие в области совместного использования беспилотных автомобилей сразу группами людей, что грозит подорвать рынок общественного транспорта. Илон Маск вообще заявил, что

«владение транспортным средством, которым нужно будет управлять самому, станет похоже на владение лошадьми в современности — это давно уже необязательно и встречается лишь изредка».

Как следствие, в мире будет оставаться все меньше автомобилей, которые было бы необходимо производить, а также продавать, ремонтировать, страховать и т. д. Снизится спрос на места для парковки автомобилей, которые большую часть времени простаивают. Пока ими не пользуются, беспилотные автомобили можно припарковать встык друг к другу и размещать в несколько этажей. Потенциально эти перемены в транспортной системе позволят преобразовать городские ландшафты, освободив много земли для других целей. В 2016 году Крис Урмсон из Google сообщил комитету Конгресса США , что в США парковочные места занимают в сумме территорию, равную по площади штату Коннектикут, поэтому беспилотные автомобили, в случае успешной реализации идеи, позволят освободить это огромное пространство, чтобы использовать его для других целей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Долгопят: «Хроники забытых сновидений». Дневник кинозрителя Елена Долгопят: «Хроники забытых сновидений». Дневник кинозрителя

Отрывок из книги «Хроники забытых сновидений», где сны мешаются с явью

СНОБ
Залив стал ближе Залив стал ближе

Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартует в России в будущем году

Эксперт
«Дождь, пар и скорость» Уильяма Тернера, или Как Великобритания пересела на железнодорожные рельсы «Дождь, пар и скорость» Уильяма Тернера, или Как Великобритания пересела на железнодорожные рельсы

Погружаемся в пучину промышленной революции в Великобритании

Правила жизни
«Джуны» не нужны: почему выпускникам IT-курсов стало сложнее найти работу «Джуны» не нужны: почему выпускникам IT-курсов стало сложнее найти работу

Что может помочь молодым IT-специалистам с трудоустройством

Forbes
Почему черные дыры по праву зовутся самыми опасными объектами во Вселенной Почему черные дыры по праву зовутся самыми опасными объектами во Вселенной

Черные дыры — нарушение законов физики, чудовищная гравитация и зверский аппетит

ТехИнсайдер
Малазийские исследователи смоделировали внешность «пенангской женщины» Малазийские исследователи смоделировали внешность «пенангской женщины»

Как ученые восстанавливают лица древних людей?

N+1
«Автостопом по мозгу. Когда вся вселенная у тебя в голове». Все об устройстве и работе мозга «Автостопом по мозгу. Когда вся вселенная у тебя в голове». Все об устройстве и работе мозга

Пора заглянуть внутрь: что же происходит в мозге, когда мы ничем не заняты?

N+1
5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя 5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя

Онлайн-сервисы, которые помогут вам продать автомобиль

РБК
Прямые траектории миграции мертвых голов указали на наличие внутреннего компаса Прямые траектории миграции мертвых голов указали на наличие внутреннего компаса

Вероятно, бражники ориентируются по ландшафту и магнитному полю Земли

N+1
Как стартап россиян по выявлению NFT-подделок привлек $11 млн от инвестора Google Как стартап россиян по выявлению NFT-подделок привлек $11 млн от инвестора Google

Есть ли у стартапа Optic серьезные конкуренты и будущее?

Forbes
Как актриса Нишель Николс и сериал «Стартрек» помогли движению за гражданские права в США Как актриса Нишель Николс и сериал «Стартрек» помогли движению за гражданские права в США

Как роль Нишель Николс в космической франшизе повлияла на права женщин в США

СНОБ
Хлебное место Хлебное место

Экспедиция на «буханке» в деревню, которой нет

Автопилот
Кто придумал баскетбол и хоккей? Главное о популярных видах спорта Кто придумал баскетбол и хоккей? Главное о популярных видах спорта

Как появились всем известные регби, фигурное катание и гольф

ТехИнсайдер
История одной вещи: орешки со сгущенкой — один из самых любимых советских десертов История одной вещи: орешки со сгущенкой — один из самых любимых советских десертов

Рассказываем о орешках со сгущенкой из СССР и делимся рецептом

Правила жизни
Как встают на якорь гигантские корабли, если масса якоря ничтожна мала в сравнении с колоссальным судном? Как встают на якорь гигантские корабли, если масса якоря ничтожна мала в сравнении с колоссальным судном?

Казалось бы, что может быть проще корабельного якоря?

ТехИнсайдер
5 вопросов про Ивана Грозного 5 вопросов про Ивана Грозного

Основанные на домыслах вопросы о жизни Ивана Грозного

Maxim
Что делает BYD: гид по моделям самой быстрорастущей компании мира Что делает BYD: гид по моделям самой быстрорастущей компании мира

С каким арсеналом «убийцы Tesla» собираются захватить мир

РБК
Сахелантропу вновь разрешили ходить на двух ногах Сахелантропу вновь разрешили ходить на двух ногах

Ученые исследовали находки, сделанные больше 20 лет назад в Чаде

N+1
Это просто белый яд: разоблачаем самые распространённые мифы о соли Это просто белый яд: разоблачаем самые распространённые мифы о соли

Эту самую простую приправу обвиняют во многих грехах

VOICE
Рушим мифы об эндоскопическом омоложении: убедись во всем на звездных примерах! Рушим мифы об эндоскопическом омоложении: убедись во всем на звездных примерах!

Разберем популярные мифы об эндоскопическом омоложении на звездных примерах

VOICE
Здоровое тело: 10 привычек стройных людей, о которых всегда нужно помнить Здоровое тело: 10 привычек стройных людей, о которых всегда нужно помнить

Стройность — это образ жизни! И ему вполне можно научиться

ТехИнсайдер
Приступ подагры временно повысил риск инфаркта и инсульта Приступ подагры временно повысил риск инфаркта и инсульта

После приступов подагры временно повышается риск инфаркта миокарда и инсульта

N+1
Андрей Соколов: Андрей Соколов:

Все, что ты делаешь, все равно делаешь о себе в той или иной степени

Караван историй
Изнутри болезни: как живут люди с психическим расстройством? Изнутри болезни: как живут люди с психическим расстройством?

Как представить, что испытывают люди с диагнозами «шизофрения» или «депрессия»?

Psychologies
Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной

Как замотивировать сотрудников, не прибегая к авторитарным мерам

Правила жизни
Кто придумал знаменитые советские конструкторы: ты удивишься, когда узнаешь! Кто придумал знаменитые советские конструкторы: ты удивишься, когда узнаешь!

Все, кто родился в СССР, помнят этот популярный конструктор. Но кто его создал?

VOICE
В арктических водах поймали рыбу с настоящим В арктических водах поймали рыбу с настоящим

Арктическая рыба с телом, очень устойчивым к низким температурам

ТехИнсайдер
Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы

Сегодня мы расскажем тебе, какие аксессуары и как могут навредить твоим локонам

VOICE
5 причин, почему нас пугают современные отношения 5 причин, почему нас пугают современные отношения

Как изменились отношения и почему мы стали их бояться?

Psychologies
Задача-максимум: как правильно ставить перед собой цели и достигать их Задача-максимум: как правильно ставить перед собой цели и достигать их

Почему часто мы оказываемся слишком далеко от поставленных задач?

Psychologies
Открыть в приложении