Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России
Номинант в рейтинг самых перспективных россиян моложе 30 лет, Олег Кивокурцев вместе с партнерами основал производителя роботов Promobot в пермском гараже. Сегодня компания поставляет андроидов в 33 страны, «троллит» Илона Маска в новостях и принимает в гости Дмитрия Медведева
6 января один из посетителей крупнейшей технологической выставки CES, проходившей в те дни в Лас-Вегасе, решил протестировать беспилотный режим автомобиля Tesla. Пытаясь найти, где же включается автопилот, он отвлекся на бортовой компьютер — и в этот момент что-то ударилось о кузов автомобиля. Водитель проехал еще несколько метров, остановился и вышел из машины: на дороге лежал робот.
Оказалось, «пострадавший» — продукция российской компании Promobot. Производитель привез на CES семь роботов-андроидов, шесть из которых успели занести в выставочный павильон, а седьмой — попал в аварию.
«Мы договорились с водителем, что не будем вызывать полицию и разойдемся, — рассказывает 28-летний сооснователь Promobot Олег Кивокурцев, участник списка 100 номинантов в рейтинг самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes. — Его вина заключалась в том, что там не было разметки, чтобы включать беспилотный режим, а наша — в том, что мы оставили робота посреди дороги». Полиция приехала позже: с камер наблюдения, которые отслеживают всю территорию CES, поступил сигнал об инновационном ДТП.
Ущерб был довольно серьезный: от удара пострадала система управления, и Promobot четвертого поколения, пересекший Атлантику, не смог поучаствовать в шоу роботов на выставке. Однако производитель извлек из истории пользу: российская компания разослала релиз, в котором рассказала об аварии. А дальше СМИ сделали свое дело: в первый же день Wired и Daily Mail опубликовали новостные заметки о том, что беспилотная Tesla сбила робота, историю подхватили издания по всему миру. «О нас появилось огромное количество публикаций. Это было и смешно и страшно одновременно, — вспоминает Кивокурцев. — Я без конца давал интервью перед телекамерами, и наш стенд стал одним из самых популярных на всем CES. В Snapchat можно посмотреть выгрузку локаций: у нашего стенда было больше всего загруженных изображений. За сутки мы получили 80 новых заявок на сотрудничество».
Стартап из Кислотных дач
История компании Promobot начиналась далеко от Лас-Вегаса или Пало-Альто, о котором грезят все технологические предприниматели. В 11 лет Олег Кивокурцев оказался в пермском клубе юных техников, где увлекся картингом. Проводя дни в мастерской, он изучал строение механизмов и начинал разбираться в технике. «Лет в 14 мне очень нравился аниме-мультик «Наруто», все мои сверстники его смотрели, — говорит предприниматель. — Там у всех героев была бандана с металлической бляхой. Я сделал себе такую бандану и выставил фотографию на форум любителей мультика». После этого «какой-то парень» написал Кивокурцеву, что хотел бы купить себе такую же – и вскоре юный дизайнер уже рассылал банданы по всей России: «Делал металлические накладки в мастерской, а по вечерам отстаивал очереди в «Почте России». Даже в Вилючинск на Камчатку отправлял!»
После школы Кивокурцев поступил в Пермский политехнический университет, и бандановый бизнес пришлось оставить: весь преподавательский состав считал, что предприниматели — жулики, а они и их студенты — инженеры и должны заниматься не бизнесом, а наукой, вспоминает сооснователь Promobot. «Я уже привык, что деньги у меня были, поэтому без заработка стало некомфортно, — продолжает он. — И стал заниматься поставками чая в пермские рестораны, закупая у оптовиков в Москве».
Потом были эксперименты с недвижимостью: Кивокурцев арендовал и пересдавал квартиры и базу отдыха «Политехник». На практике устроился на подработку в компанию, которая строила дорогу в Пермском крае. Переломный момент наступил в 2013 году, когда на пятом курсе университета в расписании занятий Кивокурцева появился предмет «Робототехника».