Как богатейшим россиянам передать свои состояния по наследству
Передача капитала второму поколению – важный и долгосрочный проект для любого предпринимателя. В России, как обычно, есть своя специфика, которая эту задачу усложняет.
Все мы, включая участников списка Forbes, родом из СССР. Новый экономический уклад и новая структура собственности появились лишь в 90-е годы. Сейчас первое поколение новых владельцев капитала и активов массово подходит к 50-60-летию и вступает, наверное, в последнее десятилетие своей активной деловой жизни. Ситуация характерна для бизнеса любого масштаба. Это означает, что на среднесрочном горизонте текущее поколение акционеров-руководителей будет передавать полномочия по управлению бизнесом.
Вопрос адекватной подготовки наследников к новой роли стоит остро. И эффективность этого процесса влияет не только на благосостояние отдельных семей. Фактически при передаче активов второму поколению создаются предпосылки для более жесткого рыночного поведения конкурентов и более агрессивного перераспределения собственности. То есть большая часть экономики, которая и так находится достаточно в пограничном состоянии с точки зрения эффективности, может оказаться в условиях реструктуризации в силу акционерной динамики.
Модель отцов
В силу разных обстоятельств – агрессивной рыночной среды, подвижного поля взаимодействия с государством – типичный российский собственник активен в управлении. Чаще всего он совмещает ключевую управленческую роль (президент или генеральный директор) и акционерную позицию. Даже если есть free-float, все понимают, что за активом, за бизнесом, за компанией стоит один человек или небольшая группа людей.
Модель передачи активов в управление профессионалам в России сильно ограничена. Раньше в силу привлекательности для международных компаний и банков в стране была естественная среда для развития менеджерского потенциала. В силу экономических и геополитических причин этот ресурс сильно сжался. У международных компаний сменился фокус – со стратегических вопросов и задач на операционные, на защитные функции. А это не тот опыт, который может помочь российскому собственнику.
Очевидно, что стратегия передачи бизнеса непосредственно второму поколению выходит на первый план. И здесь мы сталкиваемся с целым набором вызовов.