По ту сторону реки
Тот, кто стоит между — явлением и человеком, местом и человеком, между людьми разных культур и взглядов, — берет на себя большую ответственность. Изучить, исследовать, пропустить через себя знание. Всегда работать со своим состоянием, адаптировать информацию для тех, кому ее передаешь, но так, чтобы след твоей личности не затмевал сути исходного послания. Что чувствуют эти люди? Как сами объясняют свою миссию? Рассказывают культурный посредник, переводчик, доула и гид.
Татьяна Климова
Психолог, театральный педагог, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, старший преподаватель Дирекции образовательных программ
Психолог Лев Выготский писал, что для полноценного развития ребенка важно присутствие в его жизни близкого и сопричастного взрослого, выполняющего особую функцию — культурного посредничества. Чтобы перевести человека на другой берег, рядом должен быть тот, кто уже сам прошел через какие-то переломные точки в своей жизни, помнит этот опыт и владеет инструментами, чтобы помочь другому. Посредник не проходит этот путь за человека, не тащит его за собой, а приглашает идти вместе, шаг за шагом, совершая — прежде всего над собой — большую внутреннюю работу.
Человек как личность рождается, только проходя через «точку второго рождения». Это может случиться в любом возрасте, когда мы сталкиваемся с ситуациями, которые заставляют нас радикально измениться. Чаще всего это трагические события в самом высоком смысле этого слова: предательство друга, первая любовь, смерть близких, болезнь. Наиболее емко этот процесс трансформации описывает метафора «гусеница — куколка — бабочка». Вроде бы одно и то же существо, но внешность и формы его настолько различны, что порой трудно заметить преемственность. И очевидно, что эти скачки развития — сложные, даже мучительные. У животного эти перерождения запрограммированы генетически, а у человека могут случиться, а могут и нет.
В древних обществах существовали обряды, ритуалы и церемонии, которые помогали этой трансформации в человеке произойти. И даже в советское время существовало подобие этих социальных ритуалов (не будем здесь говорить об их идеологической составляющей), которые позволяли сохранять преемственность, передавать опыт из рук в руки. А что же в современном мире работает на это развитие? Что помогает ребенку и взрослому сегодня почувствовать себя частью сообщества, увидеть в своих изменениях, разочарованиях и взлетах продолжение поисков и открытий предыдущих поколений?
Направление, которым я занимаюсь, в нашей стране называют театральной педагогикой, хотя психологии в этой практике гораздо больше. Театральная педагогика в любой урок и в любой предмет — историю, математику, физику — привносит инструменты театральных практик: подлинное действие, импровизацию, коллективное творчество и, самое главное, проживание материала, который изучается. Это не про подготовку профессиональных актеров или режиссеров, не про «разыгрывание басни на уроках литературы». Не для того, чтобы ученик наконец выучил закон Ома или правило написания «жи-ши», а для того, чтобы открыл для себя что-то важное, что, возможно, расширит его представления о мире, о себе, о другом человеке, изменит его как личность.
Новый опыт человек может осмыслить только через переживание. Театральные педагоги сопровождают человека в процессе переживания, создают условия, режиссируют такие образовательные возможности, в которых встреча с книгой, фильмом, новыми знаниями становится личностно значимой. То есть, по сути, выступают в роли культурных посредников. У нас это пока еще редкая профессия, хотя за рубежом она существует давно и называется drama educator. Мы готовим таких специалистов в магистратуре МГПУ, где я преподаю.
Почему мы используем инструменты театральных практик? Одна из основных функций театра — исследование внутреннего человека. Сценическая площадка — пространство, где в нашем присутствии происходит превращение: неочевидное становится зримым — герой прямо на наших глазах меняется. Именно эта тайна внутреннего преображения завораживает нас в настоящем театре. Формируя образовательную среду, мы, педагоги, тоже должны стремиться создавать такое пространство, где с человеком происходит чудо изменения.
Сегодня в образовании фигура посредника, медиатора востребована как никогда. Классик отечественной психологии Алексей Леонтьев в прошлом веке говорил, что у человека будущего — большая голова и маленькое сердце. Мы стали слишком много интеллектуализировать нашу жизнь и очень мало разрешать себе жить, чувствовать, наполнять смыслами каждое мгновение. Нас постоянно учат: сначала подумай, а потом сделай. Актерский путь познания другой: ввяжись в это, почувствуй, что с тобой произошло, и извлеки из этого опыт. Многие люди сегодня не хотят действовать, потому что боятся почувствовать себя неуспешными, ошибиться. И живут как будто за стеклом — наблюдают за жизнью, но не участвуют в ней. Но чем меньше ты вовлечен в жизнь, тем меньше жизни в тебе самом. И тогда мы перестаем различать оттенки и нюансы, видим только черное и белое. Зрелость же предполагает, что мы выдерживаем сложность и многообразие современного мира — умеем договариваться и принимать решения в ситуации неопределенности, не разрушаясь, а становясь сильнее и мудрее. И культурный посредник — это тот, кто на твоих глазах, преодолевая собственные барьеры, совершая свои открытия, увлекает тебя настолько, что ты забываешь про стекло и отваживаешься шагнуть в жизнь.
Наташа Томилина
Доула и основатель центра сопровождения женщин в беременности, родах и материнстве NatiSisters
Я сопровождаю женщин в родах как доула уже десять лет, работаю в паре с акушеркой. Ее задача — следить за тем, чтобы роды протекали благополучно с медицинской точки зрения, а моя — делать все, чтобы женщине было безопасно, тепло, комфортно. Я — на ее стороне, я рядом, чтобы поддерживать ее эмоционально и физически, освободить от бытовых забот.
Я часто слышу, что современные женщины очень избалованные — нужно их за ручку держать и по голове гладить, не то что раньше: в поле рожали, и ничего. Я много работала с этнографическими источниками и хочу этот миф развеять. В народной традиции хорошо понимали, что роды — это особое событие, в котором появляется на свет два новых человека — ребенок и мать. Это переход в другой мир, который меняет жизнь женщины раз и навсегда. И, как в любом трансформирующем событии, в родах распаковывается много эмоций, переживаний, страхов, боли. Женщину, особенно рожающую первый раз, никогда не оставляли со всем этим наедине: рядом были старшие женщины, муж. Над ней в буквальном смысле тряслись, оберегали ее, учитывали все ее желания. Для того чтобы родиться как матери, женщине нужно было прожить свои роды, отгоревать ту жизнь, с которой она прощается с рождением ребенка, принять изменения, которые с ней произошли, и свою новую роль. Всегда рядом были те, кто помогал ей совершить этот переход, — именно так роды понимали в народной традиции. А золотое правило перехода таково: одному не перейти, нужны проводники.