Любовь пройдет, искусство тщетно: «Ускользающая красота» выходит в повторный прокат
30 июня фильм «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи выйдет в повторный российский прокат. Впервые эта картина была представлена в 1996 году на Каннском кинофестивале. Тогда зрители холодно отнеслись к новой работе мэтра. Кинокритик Алексей Филиппов объясняет, почему фильм, который создавался как антоним величия, стал настоящей классикой, несмотря на многолетние упреки в чрезмерной откровенности
«Это не лучшая моя пьеса, но та, по которой меня запомнят», — говорит смертельно больной драматург Алекс (Джереми Айронс), один из жильцов виллы на тосканском холме. Вокруг — живописные виды, «разворованные», по остроумному замечанию Бертолуччи, итальянскими художниками за несколько столетий. Внутри — дюжина людей творческих и не очень профессий, которые переживают кризис, сомнения, старость. Их истлевание ускоряется, когда в Тоскану приезжает молодая американка Люси (Лив Тайлер), желающая найти биологического отца и любовь юности. Как будто вторжение девственницы нарушит печать, сохранявшую кладбище великолепия в неприкосновенности.
«Ускользающая красота» начинается с энергичного MTV-шного клипа, показывающего, как Люси добирается из США в Италию: самолетом, бегом, поездом. Фоном звучит Rocket Boy Лиз Фэр — в клипе на эту песню также снималась Лив Тайлер. Однако хулиганский пролог у Бернардо Бертолуччи — это не заигрывание с поп-культурой, а жутковатый намек. Все это время Люси снимал загадочный спутник, следовавший тем же маршрутом. Наблюдал, как она засыпает в слезах, подносил ручную камеру к прикрытой джинсами промежности. Как написала одна пользовательница YouTube, выкладывая экранку сцены: «Крипово, но мило, но крипово».
И дело не в том, что четверть века спустя фильм Бернардо Бертолуччи не попадает в дух времени и становится легкой мишенью для этической ревизии, как его же «Последнее танго в Париже» (1972). «Ускользающую красоту» и в 1996 на Каннском кинофестивале приняли прохладно, усмотрев в том, как герой Айронса любуется Лив Тайлер, похотливую манеру Гумберта Гумберта (через год Айронс сыграет его у Эдриана Лайна). И сцена с хроникером-любителем, который снимал исподтишка юную Люси, намекает, что Бертолуччи не мог не думать о подобных претензиях (и все равно заставил молодую артистку сняться обнаженной).