Французская Москва
Россия всегда искала во Франции друга и союзника. Хоть не всегда выходил о по-нашему, мы продолжали смотреть на нее с неизменной любовью. Даже вслед удаляющемуся Наполеону. За двести лет почти ничего не изменилось, разве что почувствовать дух Франции стало возможно, не покидая пределов города. Отправляемся по французскому следу — архитектурному, ароматному и гастрономическому — гулять по Москве.
Любимая книга моего детства «Анна Ярославна — королева Франции» Антонина Ладинского. В самом ее начале епископ Шалонский Роже завершает свое утомительное и не лишенное опасностей посольство в матерь городов русских. Следует епископ долгие месяцы по известному торговому пути с запада на восток, по которому с одной стороны везут франкские мечи и фландрские сукна, а с другой — меха и пряности. С окутанного мифами и легендами французского сватовства я бы начинала отсчет отношений между Россией и Францией. Получается, что ему уже почти тысяча лет.
В 1813 году Александр I въезжает в Париж победителем. Об этом знаменитая цитата из Виктора Гюго, который мальчиком встречал русского императора: «Казаки совсем не походили на свои изображения: у них не было ожерелий из человеческих ушей, они не воровали часов и не поджигали дома. Они были приятными и вежливыми. Они относились к Парижу с огромным уважением, он был для них сакральным городом». Эту цитату Гюго в оригинале можно отыскать в Библиотеке иностранной литературы. Там и классика, и современные романы в почти свободном доступе, нужно только завести читательский билет. Часть книг на французском, среди которых 9000 наименований — подарок Французского института, относится к фонду культурного центра «Франкотека», который базирует ся здесь же. Зимой можно погрузиться в их чтение в Зале Вольтера, где в панорамных окнах застыла Яуза, а летом — посидеть во внутреннем дворе библиотеки, он же атриум «Иностранки». В библиотеке же находится центр франко-российских исследований, его цель — поддерживать научный обмен и связи между Россией и Францией во всех областях гуманитарных и общественных наук.
Архитектурно французская Москва начинается, безусловно, с дома Игумнова. Вы наверняка обращали на него внимание, гуляя по Якиманке. До пожар а 1812 года на этом месте стоял деревянный дом. В 1851 году участок записывается на имя ярославской купчихи Игумновой. Но прошение о строительстве большого каменного дома подается только через 30 лет. Заказчик — Николай Игумнов — директор и совладелец знаменитой ярославской Большой мануфактуры. Проектом и строительством занимается Николай Иванович Поздеев. К этому времени он уже выстроил изумительный Александровский пассаж в Казани, любим и известен в Ярославле. Пузатые колонны, арки с гирьками, изразцы, яркие краски, шатровые крыши — все в этом строящемся им в Москве доме сказочно и избыточно. Но внутри совершенно европейский интерьер. В том, что сегодня именно в усадьбе-тереме находится резиденция посла Франции, продолжение наших парадоксальных отношений.