Как складывались судьбы иностранцев, которые приезжали в СССР строить коммунизм?

ForbesИстория

«С какой целью мы сюда приехали»: как в СССР преследовали иностранных коммунистов

Василий Легейдо

Иностранные рабочие «Ростсельмаша» на первомайской демонстрации (Фото РИА Новости)

В начале 1920-х годов Россия стала самым популярным направлением для эмиграции среди коммунистов других стран, которые хотели поучаствовать в «великом русском эксперименте» по преодолению классового общества и установлению диктатуры пролетариата. Публицист Василий Легейдо рассказывает об иностранцах, которые ехали строить светлое будущее, а сталкивались с подозрениями, преследованиями и репрессиями со стороны властей.

В Советском Союзе в разные годы основанием для любых репрессий обычно выступало предполагаемое «предательство» коммунистических идеалов в той или иной форме — например, подрывная деятельность в пользу империалистических режимов. Однако из-за внутренних интриг или паранойи репрессиям подвергались идейные коммунисты — в том числе те, кто приезжал из-за границы, чтобы строить государство нового типа, и искренне разделял принципы марксизма-ленинизма.

«Аресты корейцев, китайцев, поляков, итальянцев, перебежчиков госграницы и других проводились без наличия компрометирующих материалов, — писал бывший сотрудник НКВД Павел Куликов. — С применением зверских методов допроса конвейерной системы все арестованные превращались в шпионов и по альбомному утверждению расстреливались. Так как финны были в большинстве мозаичники, маляры, белильщики, ходили по городу с работы на работу в спецодежде, с кистями, их по этому признаку задерживали на улицах города курсанты и доставляли в УНКВД».

Так обстояло дело в СССР в период Большого террора, когда репрессиям подвергались высокопоставленные партийцы и офицеры, деятели культуры и преданные бюрократы. В особенно уязвимом положении тогда оказались иностранные коммунисты, которые хлынули в Россию сразу после Октябрьской революции, вдохновленные мечтой о всеобщем равенстве, независимо от класса и происхождения.

Даже по неполным данным с 1917 по 1923 годы количество иммигрантов по политическим мотивам превысило 100 000 человек. Надежды многих из них на светлое будущее не оправдались, а опыт взаимодействия с советским государством обернулся идеологическим разочарованием и смертельной опасностью.

«Русская дубинушка воспряла»

Многих западных интеллектуалов интриговали и воодушевляли политические процессы, которые происходили в начале 1920-х в молодом советском государстве. Люди стремились к переезду в Советскую Россию как в единственное государство, где рассуждения о всеобщем равенстве, в отличие от других стран, привели к реальной смене режима. Теперь дело оставалось за малым — построить то общество, о котором говорили большевики.

«В 1920-е преобладающей была политэмиграция в СССР, всплески которой совпадали по времени с неудачными попытками революционных выступлений в Германии, Венгрии и других странах, — пишет историк Сергей Журавлев. — Активные участники этих событий подвергались преследованиям на родине и получали политическое убежище в СССР».

Установление коммунистического режима в Советской России произошло почти одновременно с распространением панического страха перед «красной угрозой» в США. Накануне праздника Первого мая в 1919 году неизвестные разослали бомбы 36 политикам. Взрывы убили двух человек и ранили еще двоих, но этого хватило, чтобы власти активизировали усилия по борьбе с левыми. Ситуацию усугубили стычки между борцами за правах рабочих и полицией в Кливленде, Бостоне и Нью-Йорке и волна забастовок.

Власти регулярно устраивали антикоммунистические облавы, но именно в 1919-м впервые решили депортировать политических активистов. В декабре 249 коммунистов и социалистов, содержавшихся в тюрьме на острове Эллис, посадили на пароход и отправили в Финляндию, а оттуда — в Россию. Большинство депортированных происходили из Российской империи. К возвращению на родину после падения монархии они относились как к возможности реализовать на практике те принципы и убеждения, которых им не позволяли придерживаться в США.

«Наконец я направлялась в Россию, все остальное осталось позади, — писала уроженка литовского Каунаса, политическая активистка и анархистская деятельница Эмма Гольдман. — Я бы собственными глазами должна была увидеть матушку Россию, землю, освобожденную от политических и экономических хозяев; русская дубинушка, как называли русских мужиков, воспряла; русский рабочий, современный Самсон, взмахом своей могучей руки разрушил столпы разлагающегося общества».

Кроме Гольдман, в Советскую Россию прибыл ее партнер Александр Беркман — тоже уроженец Российской империи еврейского происхождения и активный участник анархистского движения. В 1892 году он осуществил покушение на американского бизнесмена Генри Клэя Фрика, за которое отсидел в Штатах 14 лет. К перспективе жизни и работы в государстве, свободном от империалистического гнета и капиталистического эксплуататорства, Беркман, как и Гольдман, относился с энтузиазмом.

Эмма Гольдман и Александр Беркман, около 1917 года (Фото DR)

«Когда я добралась до Белоострова, первый восторженный прием беженцев закончился, но мы все еще были переполнены чувствами, — продолжала Гольдман. — Я ощущала трепет и смирение нашей группы, с которой в Соединенных Штатах обращались как с преступниками. Здесь нас принимали как дорогих гостей наши братья и товарищи и приветствовали красные солдаты, освободители России».

Иллюзия благополучия и радушия продлилась недолго. В Петрограде депортированные наблюдали разруху и опустошение, в Москве — господство чекистов и военных. Чем дольше Гольдман и Беркман находились в большевистском государстве, тем более отчетливо понимали, что выдвинутые новой властью лозунги совсем не соответствовали реальности.

Когда после подавления Кронштадтского восстания в 1921-м власти развернули массовые репрессии, Гольдман и Беркман поспешили покинуть страну. Следующие 15 лет они провели в разъездах по Европе. Гольдман опубликовала книгу «Мое разочарование в России» и констатировала провал революции, а тяжело болевший Беркман в 1936-м покончил с собой. История их разочарования в большевистском проекте далеко не уникальна, но многим из тех, кто испытал то же самое, повезло меньше: они так и не смогли покинуть советское государство.

Так, высланный из США анархист Петр Бианки вроде бы устроился на исторической родине — за более чем 10 лет после депортации он успел поработать в Сибирском революционном комитете в Омске, в городской администрации Петрограда и помощником комиссара на госпитальном судне в Балтийском море. Однако в 1930-м он оказался в числе девяти членов компартии, погибших в ходе антисоветского мятежа Фрола Добытина. Еще одного пассажира «красного парохода» Хаймана Перкуса расстреляли в 1930-х. Этель Бернштейн приговорили к 10 годам лагерей по политическим обвинениям, а ее мужа Самуила Липмана казнили.

В 1923 году в СССР окончательно эмигрировал швейцарец Фридрих Платтен, который в 1917 году сопровождал пломбированный вагон с Лениным и другими революционными деятелями, а в 1919-м поучаствовал в создании Коминтерна. Платтен вступил в компартию, основал в селе Новая Лава Сызранского уезда коммуну рабочих-переселенцев из Швейцарии. В конце 1920-х и начале 1930-х преподавал в Институте Маркса и Энгельса при ЦИК СССР, занимал должность старшего научного сотрудника Международного аграрного института в Москве и по совместительству работал гидом-переводчиком в «Интуристе».

Фридрих Платтен (Фото Oporinus·CC BY-SA 4.0·Wikipedia)

«Все факты биографии Платтена, даже изменение имени на русский лад (в России он стал Фрицем Петровичем), все свидетельствовало о его глубокой социокультурной адаптации, — отмечает историк Ольга Иванова. — Однако коренные насильственные изменения в общественной жизни и социально-экономическом строе, проведенные по воле партийного руководства, сопровождавшиеся государственным принуждением в форме массовых репрессий и террора, вызвали у значительного количества иностранцев, включая Платтена, процессы или состояния, обратные адаптации, то есть дезадаптацию».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз

Почему джаз становится все более актуальным и как его «распробовать» новичку

Forbes
В гостях у лабынкырского черта В гостях у лабынкырского черта

Есть в Оймяконском улусе одна достопримечательность, весьма суровая...

Зеркало Мира
Чудо света Чудо света

Как Александрийский маяк пережил цунами и шесть землетрясений

Weekend
Новые рубежи российского агроэкспорта Новые рубежи российского агроэкспорта

Стоимостной объем отгруженного за рубеж продовольствия превысит $45 млрд

Агроинвестор
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
«Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти «Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти

Ресторатор Уиллиам Ламберти написал сказку на основе собственной биографии

СНОБ
Как поднять настроение: 11 способов, советы психолога Как поднять настроение: 11 способов, советы психолога

Как быстро и надолго поднять себе настроение, а какие способы нерабочие?

РБК
Как поэт Лев Рубинштейн всю жизнь сохранял в себе ребенка и дарил окружающим надежду Как поэт Лев Рубинштейн всю жизнь сохранял в себе ребенка и дарил окружающим надежду

Лев Рубинштейн — человек, который не боялся называть вещи своими именами

Forbes
Вопрос психологу: почему люди коллекционируют? Вопрос психологу: почему люди коллекционируют?

Всегда ли страсть к коллекционированию может считаться нормой?

Правила жизни
Что полезнее: водка, самогон, коньяк или виски? Что полезнее: водка, самогон, коньяк или виски?

Есть ли польза в водке или коньяке?

Maxim
Стоит задуматься! Как понять, что вы росли в неблагополучной семье: простое объяснение эксперта Стоит задуматься! Как понять, что вы росли в неблагополучной семье: простое объяснение эксперта

Взросление в неблагополучной семье может повлиять на будущие отношения с людьми

ТехИнсайдер
«Слишком притчевые, хулиганские и русские»: как «Смешарики» с «логикой Винни-Пуха» выходили в Китай, Германию и США «Слишком притчевые, хулиганские и русские»: как «Смешарики» с «логикой Винни-Пуха» выходили в Китай, Германию и США

Чем Смешарики не угодили немцам и чего лишились из-за кризиса 2008 года?

VC.RU
Упражнения на грудь: девять вариантов для дома и зала Упражнения на грудь: девять вариантов для дома и зала

Упражнения, которые помогут вам эффективно и безопасно накачать грудные мышцы

РБК
«Я в домике» «Я в домике»

Что такое дефлексия и в чем особенности этого защитного механизма

Лиза
Сверхмощная солнечная вспышка позволила датировать неолитическое поселение с высокой точностью Сверхмощная солнечная вспышка позволила датировать неолитическое поселение с высокой точностью

Избыточный радиоуглерод нашли в древесине из памятника VI тысячелетия до н.э.

N+1
Упущенные возможности и страх переговоров о зарплате: о чём чаще всего жалеют на работе Упущенные возможности и страх переговоров о зарплате: о чём чаще всего жалеют на работе

О чем мужчины и женщины жалеют на своей работе?

VC.RU
«Месье Спейд»: стильный сериал с Клайвом Оуэном в роли культового детектива «Месье Спейд»: стильный сериал с Клайвом Оуэном в роли культового детектива

«Месье Спейд»: по-хорошему старомодное кино в формате сериала

Forbes
«Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой «Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой

Глава из романа-антиутопии, который осмысляет нашу реальность

СНОБ
Нечего надеть! Нечего надеть!

Нечего надеть и как с этим бороться

Лиза
Как стать счастливым: 12 простых способов и 7 действенных техник Как стать счастливым: 12 простых способов и 7 действенных техник

У каждого свой путь к счастью, но есть общие методики, эффективные для каждого

РБК
Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена

Почему кинофестиваль «Санденс» все еще притягивает зрителей и режиссеров?

Forbes
Они диверсифицируются Они диверсифицируются

Как средний бизнес превращает рыночные вызовы в амбициозные цели и планы

Монокль
Мегаполис внутри Мегаполис внутри

Стиль этих апартаментов продиктовали архитектура небоскребов и столичный ритм

SALON-Interior
В лучах улыбки В лучах улыбки

Как исправить прикус незаметно для окружающих

Лиза
«Песнь пророка»: радикальная ирландская антиутопия, получившая Букеровскую премию «Песнь пророка»: радикальная ирландская антиутопия, получившая Букеровскую премию

Отрывок из романа-антиутопии, в котором женщина пытается спасти свою семью

Forbes
Иное течение времени: 3 фантастических романа об альтернативной истории развития науки Иное течение времени: 3 фантастических романа об альтернативной истории развития науки

Книги, которых история идет по-другому из-за альтернативного развития науки

ТехИнсайдер
Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой

Безопасны ли многоразовые бутылки?

ТехИнсайдер
Сыр. Прыжок молока к бессмертию Сыр. Прыжок молока к бессмертию

Есть мнение, что впервые сыр у древних людей получился случайно

Зеркало Мира
Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией? Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?

Что такое сатириазис и нимфомания и как относятся к этому сексологи сегодня?

Psychologies
Кто такие пиндосы? Сейчас так называют американцев, но так было не всегда! Кто такие пиндосы? Сейчас так называют американцев, но так было не всегда!

Откуда произошло слово "пиндос" и что оно означает?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении