Жало жалости
Как «Линия жизни» спасает детей без акцента на грустные глаза
В июне одному из крупнейших российских благотворительных фондов «Линия жизни» исполнилось 15 лет. Фонд помогает детям с тяжелыми заболеваниями — не только адресно, но и системно: закупает дорогое оборудование для больниц, финансирует научные исследования и изобретает удобные способы пожертвования. Спасти чью-то жизнь можно как мелочью, завалявшейся в карманах, так и мгновенным переводом с помощью QR-кода. Президент «Линии жизни» Фаина Захарова объяснила «РР», почему люди стали жертвовать меньше через СМС, как можно монетизировать бег и откуда в благотворительных фондах бюрократия.
Чтобы попросить помощи у «Линии жизни», нужно отправить документы почтой или принести их лично. Насколько усложняется путь до фонда для людей из дальних регионов?
К нам обращаются родители главным образом из регионов — это 95% всех обращений. У нас практически нет московских и петербургских детей, потому что у них лучше доступ к бесплатной качественной помощи по ОМС. Мы получаем просьбы помочь от крупнейших медицинских центров. Только потом родители отправляют нам все документы.
Почему «Линия жизни» не отправляет детей на операции за границу?
В России очень высокий уровень экспертизы. За редким исключением дети могут получить здесь любую помощь. Поэтому наша задача — поддерживать уровень российской медицины, а не давать возможность зарубежным врачам повышать квалификацию и заработать деньги.
Поддержать — за счет большего количества операций, которые они успешно проведут?
Мы начали поддерживать и научные исследования, финансируем новейшее «космическое» оборудование по запросу больниц, которое позволяет на порядок поднять эффективность оперативного вмешательства.
В договоре, который вы заключаете с семьей, есть указание: родители должны дать согласие на то, что о детях могут показывать сюжеты по ТВ. По-прежнему ли этот инструмент эффективен?
Думаю, с телевидением ничто не сравнится — сюжеты в «Дне добрых дел» на Пятом канале могут собрать от 10 до 12 миллионов. Но два года назад это могли быть 20 миллионов. Уменьшается сумма переводов через СМС: раньше это были в среднем 70–80 рублей, а сейчас — 60–70. Люди, с одной стороны, уже испытывают некоторую усталость, а с другой стороны, и другие платформы активно привлекают средства. Мы работаем со стримерами, с кибер-играми. Используем QR-коды — сейчас кому-то уже лень посылать СМС.
В «Позиции фонда» на сайте есть такие слова: «Мы не выстраиваем нашу деятельность на грустных историях». Открыто рассказывать о ребенке с тяжелым заболеванием, но не давить на жалость — где баланс?
Все время говорить про диагнозы, мы считаем, неправильно — это занятие врачей. Слово «жалость» у меня ассоциируется со словом «жало». Жалость только ослабляет ребенка. Поэтому мы стараемся не акцентировать внимание на грустных глазах. Как только ребенку становится немого лучше, он начинает смеяться, улыбаться, и все силы мы направляем на это. Нам важно придумывать творческие проекты, которые одновременно станут механизмом привлечения средств. Деньги — это та же энергия.
Разве люди отправляют СМС не потому, что им стало жалко ребенка?
Да, первый порыв — эмоциональный. Но мы работаем над тем, чтобы была не только реакция «увидел — перевел», а чтобы люди осознанно планировали, что будут выделять из зарплаты по 100 рублей на добрые дела. Практика жизни говорит, что человек выбирает себе фонд или тему, которую хочет поддерживать, где-то года на три.
Важны не только прямые пожертвования, но и предоставление ресурсов со стороны компаний. Ростелеком придумал специальный проект, и все сотрудники по всей стране, когда бегают или даже просто много ходят, могут зафиксировать свои шаги в личном кабинете, а потом компания монетизирует шаги в пользу «Линии жизни». Выходит, можно бегать, прыгать, танцевать — и одновременно передавать деньги для тяжелобольного ребенка.
Сфера благотворительности ассоциируется с личными подвигами. Но создается ощущение, что и к вам приходит бюрократия: например, мы не смогли запланировать интервью на 12 июня, в календарный выходной.
Когда ты работаешь в большой организации, которая помогает десяткам тысяч детей, тебе внутри необходимо создавать бизнес-среду. В нашем фонде точно так же считается KPI, есть аудиты, так было практически с момента основания фонда. Так что да, некоторая формализация есть, но без нее просто невозможно работать! Все-таки главное для нас — решение насущных задач. У нас должна быть возможность вдохновлять других помочь фонду и самим сохранять позитивный настрой.
Фотографии: предоставлено фондом «Линия жизни»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl