Арифметика любви
Четыре года назад я написала текст «Арифметика прощения». Начинался он так: «Предпоследняя премьера этого сезона в Театре “Практика” — спектакль Казимира Лиске Black & Simpson, поставленный по реальной переписке убийцы и отца убитой девушки. Американец Лиске услышал эту историю по радио во время одной из поездок домой, нашел героев и решил поставить спектакль по их переписке — свидетельству того, что простить можно все. Без всяких “почти”. На сцене двое. Гектор Блэк (Дмитрий Брусникин) — фермер из штата Теннесси и Айван Симпсон (Антон Кузнецов) — пожизненно заключенный».
Гектору за 80, всю жизнь он занимался сельским хозяйством. Айван — бывший наркоман, изнасиловавший и убивший одну из дочерей Гектора. Между ними — массивная перегородка и крафтовые конверты — письма. Много писем. Переписка этих людей началась в 2000 году, когда Блэк отправил Симпсону первое письмо. А Симпсон вдруг ответил. На премьере работа казалась небезупречной. Но оказалась безупречной в чем-то, что не вписывается в рамки рецензий. В чем-то, что позволило этому спектаклю пережить создателей. Сначала шагнул в окно Казимир Лиске — самый русский американец. Он играл и говорил по-русски без акцента, переводил Вырыпаева, любил жену-художницу и маленького сына. Обычно в финале постановки режиссер читал письмо реального Гектора Блэка — на премьере Блэк, например, советовал не расстраиваться из-за плохих рецензий. На показе после трагедии в финале на сцену выходила вдова Казимира, Полина. А реальный Блэк соболезновал. Спектакль ждало еще одно испытание. Дмитрий Брусникин последний раз сыграл Гектора Блэка в июле 2018-го, а в начале августа — внезапно умер.
Но режиссер Марина Брусникина, нынешний художественный руководитель «Практики» и вдова Брусникина решила восстановить спектакль. Теперь у Москвы есть контраргумент за любовь — ту самую, которая есть Бог. И которая уж точно сильнее смерти.
Black & Simpson
Режиссер Казимир Лиске
Режиссер восстановленной версии — Марина Брусникина
Москва, театр «Практика»
23/03, 24/03, 22/04
Для людей
Мойры Петроградского района
Режиссер Александра Ловянникова
Московский областной театр кукол
09/03, 12/03
Для людей
Спектакль по пьесе Константина Федорова претендует на пять наград на «Золотой маске» — 2019, но гораздо интереснее то, что Федоров написал пьесу специально для театра кукол. Для истории о заброшенных во время войны в Ленинград мойрах режиссер и художник Александра Ловянникова придумала перчаточных кукол с лицами из папье-маше. В этом мире хозяйственная перчатка — дворник, лаковая — бизнесмен. Куклы вышагивают по столу пальцами куколоводов, а сказка о нитях судьбы оказывается еще и историей отношений куклы и кукловода.
Дети ворона
Режиссер Екатерина Корабельник
Москва, Театральный центр им. Вс. Мейерхольда
15/03, 24/03
Для людей
«Детей ворона» Юлии Яковлевой назвали главным книжным событием выставки NonFiction 2015; книга получила премию In Other Words британской ассоциации чтения и была летом прошлого года переведена на английский. Деньги на спектакль по «Детям ворона» команда постановки собирала краудфандингом. И собрала. История времени, когда родителей увозил черный воронок, а дети представляли, что папу и маму похитил огромный Черный ворон. Режиссер Екатерина Корабельник рассказывает об этом времени современным детям — так, как рассказала бы своему сыну, которому еще нужно дорасти до книги Яковлевой. Да, в марте спектакль включен в программу фестиваля независимых детских театров «Карабас».
Рождение Сталина
Режиссер Валерий Фокин
Санкт-Петербург, Александринский театр
07/03, 29/03
Валерий Фокин говорит, что еще три года назад решил исследовать механизм исчезновения человека и появления тирана — как рождался Сталин и что стало с Джугашвили. «Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью… Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — еще до ссылки… Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», — говорит режиссер. В основе сценической композиции — исторические материалы, фрагменты романа Ф. М. Достоевского «Бесы» и пьесы М. А. Булгакова «Батум», а также тексты современных авторов.
Деликатес. Удмуртская история преступлений
Режиссер Павел Зорин
Молодежный театр Les Partisans (Ижевск) на сцене Культурного центра ЗИЛ
08/03
Для людей
Спектакль — участник программы «Маска Плюс» «Золотой маски» — 2019. Драматург Миша Соловьев — реальный криминалист. А веселый спектакль про самую жесть российской повседневности — анамнез профессионального выгорания человека, регулярно сталкивающегося с агрессией без причин и мотивов.
Фотографии: Daria Bukhtina; Маргарита Денисова; Владимир Постнов; Shklajev A.G.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl