Театр
Мнение
«Красный октябрь» и новая драма
На сцене доят рояль «Красный октябрь», он же несет яйца и превращается в клавиатуру макбука, на котором работает хозяин интернет-магазина. Это сценическое решение предложила Надия Кубайлат, выросшая в Петербурге, закончившая школу в Иордании и Мастерскую Женовача на режиссерском факультете ГИТИСа. Местами стереотипную пьесу Юлии Тупикиной «Ба» о 30-лет ней сотруднице Останкино Оле с довольно привычным для докризисных десятых ипотекой и ее бабушке, приезжающей откуда-то издалека якобы лечить сердце, а на самом деле — лечить по своему разумению Олину жизнь, молодая режиссер почти одним приемом превратила в изящное размышление о том, что Москва и Россия — по-прежнему две разные страны. Москвичи тут с завитыми буклями и в салонных платьях играют на клавикордах, а ба, бронированная плат ками-тулупами-телогрейками, растягивает слова на манер всех возможных диалектов. Зрители Псковского театрального фестиваля большинством голосуют за этот эскиз — значит, режиссер сможет поставить в Пскове уже полноценный спектакль. Голосование и обсуждение — обязательный пункт плана самой, кажется, интересной и многообещающей части фестиваля — лаборатории главного российского театрального Колумба, критика Олега Лоевского. Лоевский регулярно с помощью лабораторий, где за пятьсемь дней режиссеры делают эскизы (иногда, как в Пскове, они смотрятся почти готовыми спектаклями), поставляет театрам новых режиссеров и пьесы новых драматургов, а драматургам и режиссерам — возможность работы. Зрители и приехавшие критики обсуждали каждый эскиз, но порой казалось, что говорят они, примерно как в эскизе «Ба», на разных языках. Можно, конечно, снова вспомнить о противостоянии фестивального и зрительского, но невозможно не радоваться тому, что до полуночи в не самом театральном городе обсуждали эскизы, просмотр которых начинался с 11 утра. А потом, глядишь, какой-нибудь бывший эскиз войдет в афишу «Золотой маски» или ее программы для театров из регионов «Маска плюс» — как вся подборка этого номера.
Ба
Режиссер — Надия Кубайлат
Псков. Псковский театральный фестиваль
Для людей
Банда аутсайдеров
Режиссер — Галина Зальцман
Драматический театр (Шарыпово) на Новой сцене Театра Олега Табакова (Москва)
27 февраля
Для интеллектуалов
Спектакль, выросший из лаборатории «Кинофикация театра». В основе рассказа о бесконечных возможностях театра — сценарий годаровской «Банды аутсайдеров», манифеста французской новой волны. Кстати, режиссер спектакля Галина Зальцман разбиралась не только с Годаром, но и с другими режиссерами, вдохновленными его творчеством.
Колымские рассказы
Режиссер — Алексей Забегин
Ельцин Центр, Театральная платформа (Екатеринбург) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
3 марта
Для людей | Для интеллектуалов
Над сценической версией спектакля по рассказам Шаламова режиссер Алексей Забегин работал вместе с драматургом Ярославой Пулинович, одной из самых знаменитых учениц Николая Коляды. В минималистичном спектакле режиссер стремился создать среду, где текст звучал бы чисто и без помощи специальных приемов. А в процессе работы команда изучала книгу «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935–1939» исследователя Андрея Жукова.
Индивиды и атомарные предложения
Режиссер — Всеволод Лисовский
Творческая лаборатория «Угол» (Казань) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
28 февраля
Для любителей острых ощущений
Режиссера Всеволода Лисовского обычно называют не режиссером, а комиссаром — независимого Театра. doc и этой постановки. Экспериментатор, чья «Акын-опера» с мигрантами когда-то получила спецпремию музыкального жюри «Золотой маски», в программе «Маска плюс» представляет спектакль — математическую формулу, поставленную на одной из независимых и громко заявивших о себе площадок в Казани. Кстати, драматург спектакля Андрей Киселев — математик.
Злачные пажити
Режиссер — Юлия Ауг
Театр «Старый дом» (Новосибирск) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)
2 марта
Для романтиков | Для людей
В основе этого спектакля — копродукции новосибирского театра и петербургского летнего фестиваля искусств «Точка доступа» — рассказы Анны Старобинец, писателя-фантаста, когда-то работавшего в «Русском репортере». В будущем на расстоянии вытянутой руки цифруют воспоминания, церковь силами ученых хочет создать ангела, а человеческая близость почему-то все равно не исчезает — несмотря на старания новых технологий.
Фотографии: пресс-служба ТКД; Татьяна Ширяева, Руслан Яковлев, Артур Селезнев, Виктор Дмитриев и Мария Нестратова/«Золотая маска»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl