Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Русский репортерКультура

Призраки прошлого

Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Олеся Остапчукм

В центре Москвы в усадьбе поручика Александра Поливанова играют иммерсивный спектакль «Дом 19/07». Вся выручка от спектакля идет на оплату государственной аренды и содержание особняка, а также на восстановление флигеля, который был когда-то рядом с Домом. «РР» поговорил с президентом Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и продюсером проекта Натальей Залюбовской о культурной ценности особняка, « жителях» Дома и нумерологии в судьбе проекта

Почему вы выбрали имеено иммерсивный жанр? Это дань популярности формата?

Главным аргументом при выборе формата постановки стал сам Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это вдохновляло нас и наше воображение. Когда окончилась реставрация, мы решили сделать в усадьбе театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, такое современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой наш Фонд – не только сохранить само здание, но и делать так, что оно продолжало жить. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это создает мистический антураж  и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

Особняк часто горел и был в аварийном состоянии. Многое удалось восстановить?

Восстановление особняка – достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий работы не только мастеров-реставраторов, но и историков, юристов, экспертов и т.д.  Дом за всю свою историю, особенно после расселения послевоенных коммуналок, менял собственников и арендаторов, и, как следствие этих постоянных перемен, находился без надзора. Были пожары, было забвение, было тотальное разрушение. Благодаря архивам, историко-культурной экспертизе, золотым рукам мастеров, инвесторам и слаженной работе строителей,  главному дому городской усадьбы А.К. Поливанова вернули исторический вид.  И фасад Дома, и интерьеры по-прежнему входят в предмет охраны. Поэтому мы не можем менять цветовую гамму памятника культуры, делать перепланировку и т.д.

В анонсе спектакля сказано, что сценарий постановки был написан в доме. Какая атмосфера была в особняке на тот момент?

В Доме всегда царит особенная атмосфера. Не зря мы обращаем внимание наших гостей на то, что именно Дом выбрал их. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Прозвучит банально, но эмоциональный взрыв и катарсис не миновали и нас. Тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью - по нервному накалу каждый спектакль для нас как первый.

А были какие-то мистические ситуации?

Конечно! В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке Белой Дамы, живущей в нашем особняке. Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры… Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей!

Остальные герои тоже имеют прототипы?

Сразу хочу сказать, что мы намеренно не брали за основу истории, основанные на реальных событиях. Может быть, это будет в следующих сериях. По сюжету все герои, которые «проживают» в спектакле, это призраки. Только одна девушка живая и живет в 2018 году. Остальные - из 1907 года. Почему именно этот год, почему именно эта девушка с ними общается, и кем они друг другу приходятся, - это как раз история, разбитая на три части, три маски. Если зритель увидит все три маски, то он узнает все детали общей истории главных героев. Театр полного погружения заставляет гостей Дома следовать его правилам. При этом в спектакле общая завязка событий – свадьба дочери хозяина усадьбы, с традиционными для 1907 года угощениями, и общий для всех гостей финал.

Что вы хотите донести до зрителя?

У нас очень трогательная финальная сцена. Зрители обычно плачут, причем, и женщины, и мужчины. Мы хотим сказать, что, несмотря на преграды и сложности в жизни, волшебство случается. Надо просто верить. В финале ощущение разбитого сердца сменяется ощущением, что любовь и добро побеждают. И никакая мистика не может помешать любви.

В спектакле много цифр: название, время, определенное количество артистов и зрителей. Зачем?

Нумерология всегда сопутствовала мистике. И, когда мы задумывали спектакль, цифры были во всем. У нас есть часы, которые ведут обратный отсчет, календари, деньги, карты. Деньги 1907 года, определенное количество пачек, ими оперирует один из героев. Цифры – это ход времени для нас, и в спектакле об этом постоянно напоминают. С одной стороны, ты смотришь спектакль и не следишь за временем, а с другой все напоминает о том, что время быстро уходит.

Фотография: из личного архива Натальи Залюбовской

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теорема Стекольщика Теорема Стекольщика

Фильм Марка Франкетти открыл заново историю падения Cosa Nostra

Русский репортер
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
«Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне «Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне

Яна Сексте — о съемках в военной драме «В списках не значился»

VOICE
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики

Как российская косметика становится полноценным трендсеттером

РБК
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции 50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции

Самые высокооплачиваемые и успешные спортсменов в истории

Forbes
Всё в цвету Всё в цвету

Обсудили с экспертом, как защитить чувствительную кожу в сезон пыльцы

Лиза
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей

Глава Подмосковья об управлении регионом с помощью цифры и конкуренции с Москвой

Ведомости
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Самокаты все ближе к потолку Самокаты все ближе к потолку

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 г

Ведомости
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Гадаем по цветам Гадаем по цветам

Тест: какое растение тебе завести, чтобы оно радовало глаз и душу ?

VOICE
Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу

Кусок нижней челюсти архаичного человека Penghu-1 принадлежал денисовцу

N+1
Рене Зеллвегер. В поисках счастья Рене Зеллвегер. В поисках счастья

Хелен Филдинг решила на этот раз не фантазировать, а списать с жизни самой Рене?

Караван историй
3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong 3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

Основатель Mary Wong — о шишках, которые набил в процессе развития фастфуд-сети

Inc.
Открыть в приложении