Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Русский репортерКультура

Призраки прошлого

Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Олеся Остапчукм

В центре Москвы в усадьбе поручика Александра Поливанова играют иммерсивный спектакль «Дом 19/07». Вся выручка от спектакля идет на оплату государственной аренды и содержание особняка, а также на восстановление флигеля, который был когда-то рядом с Домом. «РР» поговорил с президентом Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и продюсером проекта Натальей Залюбовской о культурной ценности особняка, « жителях» Дома и нумерологии в судьбе проекта

Почему вы выбрали имеено иммерсивный жанр? Это дань популярности формата?

Главным аргументом при выборе формата постановки стал сам Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это вдохновляло нас и наше воображение. Когда окончилась реставрация, мы решили сделать в усадьбе театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, такое современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой наш Фонд – не только сохранить само здание, но и делать так, что оно продолжало жить. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это создает мистический антураж  и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

Особняк часто горел и был в аварийном состоянии. Многое удалось восстановить?

Восстановление особняка – достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий работы не только мастеров-реставраторов, но и историков, юристов, экспертов и т.д.  Дом за всю свою историю, особенно после расселения послевоенных коммуналок, менял собственников и арендаторов, и, как следствие этих постоянных перемен, находился без надзора. Были пожары, было забвение, было тотальное разрушение. Благодаря архивам, историко-культурной экспертизе, золотым рукам мастеров, инвесторам и слаженной работе строителей,  главному дому городской усадьбы А.К. Поливанова вернули исторический вид.  И фасад Дома, и интерьеры по-прежнему входят в предмет охраны. Поэтому мы не можем менять цветовую гамму памятника культуры, делать перепланировку и т.д.

В анонсе спектакля сказано, что сценарий постановки был написан в доме. Какая атмосфера была в особняке на тот момент?

В Доме всегда царит особенная атмосфера. Не зря мы обращаем внимание наших гостей на то, что именно Дом выбрал их. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Прозвучит банально, но эмоциональный взрыв и катарсис не миновали и нас. Тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью - по нервному накалу каждый спектакль для нас как первый.

А были какие-то мистические ситуации?

Конечно! В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке Белой Дамы, живущей в нашем особняке. Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры… Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей!

Остальные герои тоже имеют прототипы?

Сразу хочу сказать, что мы намеренно не брали за основу истории, основанные на реальных событиях. Может быть, это будет в следующих сериях. По сюжету все герои, которые «проживают» в спектакле, это призраки. Только одна девушка живая и живет в 2018 году. Остальные - из 1907 года. Почему именно этот год, почему именно эта девушка с ними общается, и кем они друг другу приходятся, - это как раз история, разбитая на три части, три маски. Если зритель увидит все три маски, то он узнает все детали общей истории главных героев. Театр полного погружения заставляет гостей Дома следовать его правилам. При этом в спектакле общая завязка событий – свадьба дочери хозяина усадьбы, с традиционными для 1907 года угощениями, и общий для всех гостей финал.

Что вы хотите донести до зрителя?

У нас очень трогательная финальная сцена. Зрители обычно плачут, причем, и женщины, и мужчины. Мы хотим сказать, что, несмотря на преграды и сложности в жизни, волшебство случается. Надо просто верить. В финале ощущение разбитого сердца сменяется ощущением, что любовь и добро побеждают. И никакая мистика не может помешать любви.

В спектакле много цифр: название, время, определенное количество артистов и зрителей. Зачем?

Нумерология всегда сопутствовала мистике. И, когда мы задумывали спектакль, цифры были во всем. У нас есть часы, которые ведут обратный отсчет, календари, деньги, карты. Деньги 1907 года, определенное количество пачек, ими оперирует один из героев. Цифры – это ход времени для нас, и в спектакле об этом постоянно напоминают. С одной стороны, ты смотришь спектакль и не следишь за временем, а с другой все напоминает о том, что время быстро уходит.

Фотография: из личного архива Натальи Залюбовской

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Памятники исламской традиции и готического искусства, сохранившиеся в Испании

Знание – сила
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Начало Руси Начало Руси

Подъезжая к Пскову, можно увидеть стелу в виде огромного парашюта

Отдых в России
Герои нашего времени Герои нашего времени

Создавая живой диалог поколений, они определяют, каким будет искусство завтра

Moodboard
Юлия Миндубаева: Наша цель – совместными усилиями развивать рынок Юлия Миндубаева: Наша цель – совместными усилиями развивать рынок

Что поможет привлечь на рынок онлайн-кинотеатров новые деньги

Ведомости
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Капля стройности Капля стройности

10 ответов на частые вопросы о связи воды и похудения

Лиза
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Дропперов рубят — блокировки летят Дропперов рубят — блокировки летят

Простое закрытие счета в банке теперь может занять не один и не два месяца

Монокль
В карамельной гамме В карамельной гамме

Дизайн ванной построен на контрастном сочетании материалов и цветовом единстве

Идеи Вашего Дома
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Открыть в приложении