Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Русский репортерКультура

Призраки прошлого

Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Олеся Остапчукм

В центре Москвы в усадьбе поручика Александра Поливанова играют иммерсивный спектакль «Дом 19/07». Вся выручка от спектакля идет на оплату государственной аренды и содержание особняка, а также на восстановление флигеля, который был когда-то рядом с Домом. «РР» поговорил с президентом Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и продюсером проекта Натальей Залюбовской о культурной ценности особняка, « жителях» Дома и нумерологии в судьбе проекта

Почему вы выбрали имеено иммерсивный жанр? Это дань популярности формата?

Главным аргументом при выборе формата постановки стал сам Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это вдохновляло нас и наше воображение. Когда окончилась реставрация, мы решили сделать в усадьбе театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, такое современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой наш Фонд – не только сохранить само здание, но и делать так, что оно продолжало жить. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это создает мистический антураж  и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

Особняк часто горел и был в аварийном состоянии. Многое удалось восстановить?

Восстановление особняка – достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий работы не только мастеров-реставраторов, но и историков, юристов, экспертов и т.д.  Дом за всю свою историю, особенно после расселения послевоенных коммуналок, менял собственников и арендаторов, и, как следствие этих постоянных перемен, находился без надзора. Были пожары, было забвение, было тотальное разрушение. Благодаря архивам, историко-культурной экспертизе, золотым рукам мастеров, инвесторам и слаженной работе строителей,  главному дому городской усадьбы А.К. Поливанова вернули исторический вид.  И фасад Дома, и интерьеры по-прежнему входят в предмет охраны. Поэтому мы не можем менять цветовую гамму памятника культуры, делать перепланировку и т.д.

В анонсе спектакля сказано, что сценарий постановки был написан в доме. Какая атмосфера была в особняке на тот момент?

В Доме всегда царит особенная атмосфера. Не зря мы обращаем внимание наших гостей на то, что именно Дом выбрал их. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Прозвучит банально, но эмоциональный взрыв и катарсис не миновали и нас. Тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью - по нервному накалу каждый спектакль для нас как первый.

А были какие-то мистические ситуации?

Конечно! В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке Белой Дамы, живущей в нашем особняке. Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры… Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей!

Остальные герои тоже имеют прототипы?

Сразу хочу сказать, что мы намеренно не брали за основу истории, основанные на реальных событиях. Может быть, это будет в следующих сериях. По сюжету все герои, которые «проживают» в спектакле, это призраки. Только одна девушка живая и живет в 2018 году. Остальные - из 1907 года. Почему именно этот год, почему именно эта девушка с ними общается, и кем они друг другу приходятся, - это как раз история, разбитая на три части, три маски. Если зритель увидит все три маски, то он узнает все детали общей истории главных героев. Театр полного погружения заставляет гостей Дома следовать его правилам. При этом в спектакле общая завязка событий – свадьба дочери хозяина усадьбы, с традиционными для 1907 года угощениями, и общий для всех гостей финал.

Что вы хотите донести до зрителя?

У нас очень трогательная финальная сцена. Зрители обычно плачут, причем, и женщины, и мужчины. Мы хотим сказать, что, несмотря на преграды и сложности в жизни, волшебство случается. Надо просто верить. В финале ощущение разбитого сердца сменяется ощущением, что любовь и добро побеждают. И никакая мистика не может помешать любви.

В спектакле много цифр: название, время, определенное количество артистов и зрителей. Зачем?

Нумерология всегда сопутствовала мистике. И, когда мы задумывали спектакль, цифры были во всем. У нас есть часы, которые ведут обратный отсчет, календари, деньги, карты. Деньги 1907 года, определенное количество пачек, ими оперирует один из героев. Цифры – это ход времени для нас, и в спектакле об этом постоянно напоминают. С одной стороны, ты смотришь спектакль и не следишь за временем, а с другой все напоминает о том, что время быстро уходит.

Фотография: из личного архива Натальи Залюбовской

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 дней в той самой Мосгордуме 100 дней в той самой Мосгордуме

Как работается оппозиционному депутату Дарье Бесединой

Русский репортер
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Любовь художника Любовь художника

Чем Плес обворожил живописцев в далеком 1888 году?

Отдых в России
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Маме не говори Маме не говори

О чем не стоит рассказывать даже маме? Вернее – особенно ей?

VOICE
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Представь, что... Представь, что...

Почему стоит довериться роботу и спланировать путешествие с помощью Chat GPT

Новый очаг
Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа

Ученые обнаружили, что один из ледников Антарктиды ворует лед у своего соседа

ТехИнсайдер
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России

Впечатляющие объекты, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

ТехИнсайдер
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Бюджет: проблемы явные и скрытые Бюджет: проблемы явные и скрытые

В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ

Монокль
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Открыть в приложении