Кто решил, что москвичам нельзя брать под опеку детей из регионов?

Русский репортерОбщество

Понаехали тут

Кто решил, что москвичам нельзя брать под опеку детей из регионов?

Дарья Данилова

Приемных родителей смешивают с грязью, вместо того чтобы сказать им спасибо

Уже вторая приемная семья выиграла в Верховном суде дело у Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Родителям пришлось дойти до высшей инстанции, чтобы доказать право своих подопечных на столичные льготы. Камнем преткновения стало отсутствие у детей постоянной регистрации в Москве. Верховный суд подтвердил: помощь города от прописки не зависит

У Николаевых (фамилия изменена по просьбе семьи) было трое сыновей. Папа занимался строительством, мама сидела с детьми. Как-то раз старший сын попал в больницу. Рядом с ним в палате оказался ребенок из детского дома. Тогда Николаевы впервые задумались об усыновлении. Вскоре в семье появился первый приемный ребенок — шестилетний мальчик.

Потом Николаевы услышали о девятилетней девочке с диагнозом «умственная отсталость». Малышка родилась в Подмосковье, попала под опеку и переехала в Москву. А потом приемная мама от нее отказалась. Николаевы, когда-то пересекавшиеся с девочкой на отдыхе, решили забрать ее к себе. А еще через несколько месяцев органы опеки буквально уговорили Николаевых взять семиклассницу, которую в разгар переходного возраста вернули государству приемные родители. Девочка, которая прожила большую часть жизни в семье, училась в московской школе, обзавелась друзьями, теперь должна была уехать на родину за 2 тысячи километров от столицы и попасть в приют. Сотрудники опеки сами отвезли Николаевых в детский дом, сами подготовили все документы и умоляли не рушить судьбу ребенка. Родителям оставалось только согласиться.

Николаевы — москвичи. У них своя квартира, в которой подопечным детям оформлена временная регистрация. По закону Москва заключает с родителями договор о приемной семье, а также выделяет льготы: пособия на каждого ребенка, пособия родителям, выплату по уходу за ребенком-инвалидом, социальные карты, образование за счет бюджета, бесплатное лечение и реабилитацию. Сперва вся необходимая помощь от города поступала в срок. Но в 2015 году ситуация резко изменилась. Сначала перестала приходить выплата по уходу за ребенком-инвалидом. Потом за лечение младшей девочки в одной из больниц города потребовали заплатить. Затем детям отказались оформлять социальные карты. С трудом удалось выбить бюджетное место в техникуме для старшей дочери. И каждый раз приводился один и тот же довод: «Ну, у них же нет постоянной регистрации в Москве».

Интересно, что постоянная регистрация у детей-сирот — это редкое явление. Она может быть у ребенка, потерявшего родителей или забранного из семьи опекой, но имевшего прописку на момент поступления в детдом. А у отказников ее, например, вообще нет. Эти дети до совершеннолетия перебиваются временной регистрацией — в детском доме или в приемной семье. В принципе, опекуны могут прописать ребенка в своей квартире. Но и здесь семья сталкивается с сопротивлением города. Органы опеки убеждают родителей, что в таком случае ребенку не дадут жилье, положенное ему по достижении совершеннолетия.

— Нам говорили, что, если мы пропишем ребенка, то он никогда нигде не получит квартиру, — вспоминает глава семьи Николаевых. — До 18 лет он с нами поживет. А потом он где будет? На вокзале? Или нам его себе на плечи посадить на всю жизнь?

На самом деле чиновники вводят родителей в заблуждение, считает исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань (он защищает Николаевых и другие приемные семьи в суде):

— Миграционное управление не прописывает без согласия органов опеки, а органы опеки не дают согласия на прописку. Они считают, что это нарушит жилищные права детей. Мы в начале этого года спросили разъяснения у начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России [Ольги Кирилловой], действительно ли нужно согласие органов опеки. Она сказала, что согласия не требуется. Это не лишает детей права на квартиру по достижении совершеннолетия. С тех пор многие начали регистрировать детей.

Пободавшись с районными и городскими органами соцзащиты, Николаевы пошли в суд. Эта схема была проверена уже многими московскими семьями, взявшими на попечение детей из других регионов. Судьи становились на сторону родителей, апелляционная инстанция их поддерживала — и город послушно выплачивал деньги. Но именно на деле Николаевых произошел неожиданный перелом.

— У нас уже было шесть дел, которые позитивно закончились, — рассказывает Алексей Головань. — И вдруг на седьмом деле — я даже не пошел на это заседание, потому что были те же судьи, я видел их отношение — они отменили решение районного суда. Написали: «Раз нет регистрации, то местом жительства ребенка Москва не является». Те же самые судьи стали выносить совершенно противоположные решения! Была информация, что проходило совещание в Мосгорсуде. И якобы московские власти попросили рассматривать такие дела по-другому. Иначе я никак не могу объяснить, что судьи, которые до этого негативно воспринимали аргумент соцзащиты по поводу отсутствия регистрации у детей, сейчас стали чутко прислушиваться к этому аргументу.

Все дело в том, что в декабре 2015 года правительство Москвы приняло постановление № 932-ПП. Если раньше для получения московских льгот хватало прописки родителей, то теперь постоянную регистрацию в городе должен иметь и ребенок. Даже заключить договор о приемной семье не выйдет, если ребенок взят из другого региона. На официальном сайте ДСЗН написано без обиняков: «Данные изменения направлены на стимулирование жителей Москвы к принятию в свою семью детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы». Таким «стимулированием» Департамент буквально запрещает москвичам брать детей из других регионов. Нет, взять, конечно, можно, но тогда — праздник за ваш счет. По сути, Москва разделила сирот на московских и немосковских, откровенно дискриминируя последних, говорит Алексей Головань:

— Здесь государство отстаивает не интересы приемных детей или опекунов, а исключительно интересы бюджета. При предыдущем мэре такие вещи были бы просто невозможны! Я работал уполномоченным [по правам ребенка в Москве]. Я не представляю, что пришел бы с этой историей к покойной Людмиле Ивановне Швецовой, заммэра по социальной политике. Она просто не поверила бы, что такое может быть. Или к тому же Лужкову. Москва никогда не позволяла так относиться к сиротам. Это сейчас такой тренд — экономить на всем. В качестве аргумента приводятся какие-то совершенно безумные цифры: якобы к нам приехала тысяча сирот и они разорили бюджет. Приемных родителей обвиняют в том, что они берут детей исключительно из-за денег. Этих людей смешивают с грязью вместо того, чтобы им сказать спасибо.

Несмотря на неудачу, Николаевы решили бороться до конца. Надежда была: в феврале ДСЗН проиграл в Верховном суде похожее дело. Первопроходцем стала москвичка, взявшая под опеку двух иногородних девочек с тяжелой формой ДЦП и тоже не получавшая выплаты по уходу за детьми-инвалидами. Заседание Николаевых было назначено на 21 мая. А накануне, ночью, на счет Николаевых неожиданно пришли деньги от Департамента — все долги по пособию. За 3,5 года судебных тяжб набежало около 300 тысяч рублей.

— Почему департамент выплатил деньги, учитывая, что два суда заняли его сторону? — иронично удивляется папа Николаев. — Когда их в Верховном суде спросили: «Вы на основании чего деньги перевели?» — они ответили: «Ну, это в индивидуальном порядке». То есть сотне человек, написавших заявления, ответили: «Не положено». А нам почему-то положено. Но мы три года ходили в суд, носили на каждое заседание справки из МФЦ, из опеки — вместо того чтобы заниматься ребенком-инвалидом!

В Верховном суде Николаевы победили. Судебная коллегия подтвердила: социальная поддержка города не должна зависеть от прописки приемных детей.

— Судья очень жестко выражал свою точку зрения, — рассказывает Николаев. — Сказал, что уже не 90-е годы, когда место жительства определялось по прописке. Уже давно есть разъяснение, что место жительства — это место постоянного или преимущественного проживания. Естественно, ребенок проживает постоянно по нашему адресу, опека приходит проверять его по нашему адресу, и в постановлении опеки написано: «Определить место жительства ребенка совместно с опекунами по адресу» — тоже в Москве. И в поликлинике он обслуживается, и в школе учится тоже в Москве. Значит, он живет в Москве.

Верховный суд также напомнил Департаменту, что уже принимал решение по подобному вопросу, и порекомендовал придерживаться обозначенного принципа в аналогичных ситуациях. В следующий раз в адрес руководства Департамента соцзащиты Москвы пригрозили вынести частное определение с поименным списком. Между тем московские опекуны продолжают жаловаться на отказы Департамента в льготах иногородним детям. На начало лета в Верховном суде назначены еще три заседания по похожим делам приемных семей.

Фотография: Tookapic/pixabay.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Cчастливого воскресенья! Cчастливого воскресенья!

Пусть в этот день дом будет наполнен уютом и теплом

Лиза
Алло, гараж! Алло, гараж!

Квартира в быв­шем про­мыш­лен­ном га­ра­же в Москве

AD
Михаил Полицеймако: Не надо мечтать о работе, она придет сама! Михаил Полицеймако: Не надо мечтать о работе, она придет сама!

Интервью с актером, телеведущим и шоуменом Михаилом Полицеймако

Лиза
Футбольное перемирие Футбольное перемирие

Послание президента и его назначения с точки зрения Донбасса

Русский репортер
Русский волонтер Русский волонтер

Кто и зачем в нашей стране работает бесплатно

Русский репортер
Анна Матисон: Анна Матисон:

Анна Матисон - о новом проекте и об отношениях с мужем

Cosmopolitan
Cмешанное вскармливание: как совместить с кормлением грудью? Cмешанное вскармливание: как совместить с кормлением грудью?

Как правильно организовать смешанное вскармливание

9 месяцев
«За себя и за Сашку!»: лучшие мемы на волне нового обзора BadComedian «За себя и за Сашку!»: лучшие мемы на волне нового обзора BadComedian

Баженов критикует «Движение вверх» за историческую недостоверность

Playboy
«С возвращением, ребята!»: реакция сети на первое поражение России на ЧМ-2018 «С возвращением, ребята!»: реакция сети на первое поражение России на ЧМ-2018

Наши футболисты потерпели первое поражение на ЧМ-2018 со счетом 0:3

Playboy
6 тачек футбольных звезд, которые можно купить прямо сейчас 6 тачек футбольных звезд, которые можно купить прямо сейчас

Мечтаешь о машине, принадлежавшей знаменитости?

Maxim
«Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей» «Быть бабушкой — это верить в своих детей как родителей»

Как выстроить отношения со взрослыми детьми

Psychologies
Юлия Началова: «Завязала со спортсменами» Юлия Началова: «Завязала со спортсменами»

Певица раскрыла «СтарХиту» секреты о предстоящем торжестве и поклонниках

StarHit
Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось! Актер выложил невинное (ну совсем!) ФОТО из Диснейленда. И что тут началось!

Маразм только что взял новую, невиданно высокую ноту! Аплодируем вприсядку!

Maxim
Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу

У представителей нового поколения другой принцип: «жизнь не может ждать»

Forbes
Защита и лучшее нападение Защита и лучшее нападение

Встре­ча с тре­мя то­по­вы­ми рос­сий­ски­ми иг­ро­ка­ми по но­вым пра­ви­лам

Glamour
Мысль доб­рой На­деж­ды Мысль доб­рой На­деж­ды

Надежда Михалкова дебютирует в режиссуре с триллером про подростков

Vogue
Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

Какие проблемы возникают во взрослом возрасте из-за травмирующего воспитания?

Psychologies
Дэниел Рэдклифф Дэниел Рэдклифф

Правила жизни актера Дэниела Рэдклиффа

Esquire
«Мы можем сдержать маховик несправедливости» «Мы можем сдержать маховик несправедливости»

Глава Сахаровского центра — о жизни под клеймом «иноагента»

Русский репортер
Лето — самый стрессовый сезон? Лето — самый стрессовый сезон?

Что нас больше всего волнует летом и как «отпустить» эти тревоги

Psychologies
Что женщина обязана сделать к 30 годам? Что женщина обязана сделать к 30 годам?

Женщины делятся историями о том, как общественное давление влияет на жизнь

Psychologies
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья” Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”

В прокате “Красный воробей” — захватывающее собрание западных мифов о России

Esquire
5 документальных фильмов про политику 5 документальных фильмов про политику

Лучшие документальные фильмы про политику

Esquire
Юлия Михалкова: «Мерседес – так себе подарок. Скучно!» Юлия Михалкова: «Мерседес – так себе подарок. Скучно!»

Звезда шоу «Уральские пельмени» о пластических операциях и звездной болезни

StarHit
Уйти в минус Уйти в минус

Самые передовые и действенные методики для коррекции силуэта

Glamour
10 твоих главных финансовых ошибок 10 твоих главных финансовых ошибок

Не считая того что ты почему-то не родился в семье Уоррена Баффета

Maxim
Сборная России по футболу, ты ужасна! А можешь сыграть еще хуже? Сборная России по футболу, ты ужасна! А можешь сыграть еще хуже?

Способна ли команда под управлением Станислава Черчесова пробить дно на ЧМ?

Maxim
7 «Порше», о которых ты ничего не знал 7 «Порше», о которых ты ничего не знал

Редкие автомобили, созданные Porsche

Maxim
Чао, Гамбино! Чао, Гамбино!

В мае рэпер Чайлдиш Гамбино опубликовал на youtube клип This is Аmerica

Esquire
Подводные трубопроводы: как это работает Подводные трубопроводы: как это работает

Есть вещи, которые никогда не перестанут вызывать восхищения

Популярная механика
Открыть в приложении