Им не страшен кризис. Кто зарабатывает на туалетной бумаге
За последние годы в России произошло несколько экономических кризисов, каждый из которых приводил к потерям для бизнеса в самых разных отраслях. И только производители туалетной бумаги одинаково уверенно чувствуют себя в любой ситуации: в России этот сегмент растет на 6% в год при любых условиях
Растущий рынок, много крупных игроков и ни одного безусловного лидера — таков рынок бумажных санитарно-гигиенических изделий (СГИ) в России. 70% этого рынка формирует туалетная бумага, оставшуюся долю занимают бумажные носовые платки, салфетки и бумажные полотенца. Для сравнения, в Европе доля туалетной бумаги занимает всего 55% СГИ.
В отличие от большинства сегментов мировой целлюлозно-бумажной отрасли сектор санитарно-гигиенической продукции постоянно растет на протяжении 50 лет. Картина в России мало отличается от мировой: производство туалетной бумаги оказалось защищено от кризисов стабильным спросом.
Почему растет производство
Согласно отчету Tissue and Hygiene in Russia европейской аналитической группы Euromonitor International, рост наблюдается во всех регионах планеты. От США, где уровень потребления достигает уникальных значений в 25 кг туалетной бумаги на одного человека в год, до Индии, где в силу культурных и экономических причин туалетной бумагой пользуются крайне мало — порядка 1 кг на человека в год.
В этом разрезе Россия находится ближе к концу списка. По состоянию на 2017 год потребление туалетной бумаги, бумажных платков, полотенец и салфеток не превышает 3,8 кг на человека в год, что ниже среднемирового значения. Мы проигрываем не только Западной и Восточной Европе, которые потребляют по 15 и 8 кг на человека в год соответственно. Российский рынок также уступает Китаю, Мексике, странам Южной Америки и Ближнего Востока.
Санитарно-гигиеническая продукция не подвержена влиянию цифровой революции, которая практически «убила» многие бумажные рынки. Как и во всем мире, в России этот сегмент показывает устойчивый рост на протяжении всех лет своего существования. В начале 2000-х годов темпы доходили до 15% в год, с 2001 по 2016 годы рост зафиксировался на умеренных, но все равно впечатляющих 6% в год.
В первую очередь это объясняется низким исходным уровнем потребления гигиенической продукции в России, где первая отечественная туалетная бумага появилась в 1969 году. Еще одна причина — устоявшиеся культурные привычки и традиции россиян, чей стандарт потребления бумажных изделий сильно отличается от европейского и тем более американского.