Темы и мотивы, актуальные всюду и всегда, — чем не история для российского кино

Русский репортерСобытия

Кино не про всех

В прогремевшем год назад фильме, лауреате многочисленных кинофестивалей (в том числе за сценарий) «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» речь идет об унылой жизни в провинции, копах-садистах, проблемах с взаимопониманием в семье, о мести «маленького человека» и о готовности простить. Темы и мотивы, актуальные всюду и всегда, — чем не история для российского кино? Но едва ли это кино можно представить себе снятым в нашей стране.

Даже при просмотре хороших фильмов возникает ощущение драматургической недокрученности или перекрученности. В картине «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта повседневный быт гопников в провинции местами показан штампованно шаблонно, и местами возникает ощущение, что смотришь «Нашу Рашу»: драки, пьянки, семки. В «Нелюбви» в финале все сводится, условно говоря, к «кровавому режиму»: вот плохой Дмитрий Киселев рассказывает о войне в Донбассе, а вот плохая главная героиня бежит на месте (по беговой дорожке) в спортивном костюме с надписью «Россия». Режиссер Андрей Звягинцев считает возможным метафоры такого уровня использовать в кино, но, представляется, едва ли предельную нелюбовь, аномию можно объяснить так просто. И даже в замечательной «Аритмии» Бориса Хлебникова, которую наши эксперты выделяют как своего рода прорыв, присутствуют лирические диалоги, которым место скорее на дневных телесериалах телеканала «Россия».

При этом мы видим, что жизнь идет, что происходит много интересного. Что люди — интересные. Что общаются они интересно. Но в кино мы таких людей видим редко. В чем же дело? По всей видимости, дело в различного рода схемах, засевших в головах тех, кто делает кино. Сценаристы, отучившиеся по учебникам, боятся отступить даже на шаг, в итоге все становится предсказуемым, и мы уже в начале фильма понимаем, чем все кончится. Продюсеры, решающие, что «пойдет», а что нет, руководствуются представлениями о потенциальных прибылях, поэтому в нашем кино столько прошлого и так мало настоящего. Ну и, конечно, почти все думают как бы чего не вышло — по мнению киноведа Кирилла Разлогова, опасаясь «поссориться с единственным работодателем — Минкультом».

В первой серии блистательного сериала-телеспектакля «Хорас и Пит» герои называют Дональда Трампа «говнюком», а Хиллари Клинтон — словом, которое мы не можем привести. Тут дело не в самих эпитетах, обматерить политиков — много ума не надо. Свобода проявляется не в этом, а в том, что можно существовать вне ложной дихотомии «либо — либо». У нас же традиционно усматривают умысел: мол, кто-то льет воду на чью-то мельницу. Если снимаешь фильм о подвигах армии, ты «охранитель». Если снимаешь фильм, где чиновники-мздоимцы и неприглядная жизнь в России, ты «пятая колонна». Но жизнь тем ценна и интересна, что многие из нас живут не в этих категориях, а уж что касается кино, нас в первую очередь волнует, не из какого ты политического лагеря, а есть ли в фильме правда жизни, узнаешь ли ты себя, свои настроения, свою речь.

Творческая несвобода ощущается не только в том, что граничит с политикой. Посмотрите лучшие образцы сериалов — «Фарго», «Настоящий детектив», «Хорас и Пит», третий сезон «Твин Пикса». Если создатели решили, что традиционный пролог к серии будет длиться не пару минут, а чуть ли не половину серии, они так и сделают. И в середине серии только начнутся начальные титры. Если сочли, что флэшбек может затянуться на серию — ради бога. Если вопреки всем правилам подумали, что диалог всего двух людей в кадре тянет на всю серию — так и сделали. Философ Виталий Куренной считает, что ведущие сегодняшние сериалы — лаборатория современного искусства и, как минимум, философские эссе. И мы видим, как они переплетаются с современной жизнью, как фиксируют и предвосхищают ее. Те же Петров и Боширов, предполагаемые отравители Скрипалей, словно выпрыгнули в реальную жизнь из третьего сезона «Фарго».

Тем не менее мы считаем — и об этом говорят многие наши собеседники — что кризис описания социальной реальности близок к своему финалу. Что неудивительно: после стагнации рано или поздно наступает подъем. Собственно, уже сейчас можно назвать имена тех, кто снимает кино о современных людях (и не о ментах и бандитах, а, например, о врачах скорой) с настоящими проблемами, — Борис Хлебников, Наталья Мещанинова, Алена Званцова, Василий Сигарев.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ален Делон, Марлон Брандо и еще 7 мужчин — легенд кино XX века Ален Делон, Марлон Брандо и еще 7 мужчин — легенд кино XX века

Как сложились судьбы легенд кино XX века в кино и за кадром

РБК
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
«По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал «По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал

Феномен «Бригады», повлиявшей на индустрию и умы целого поколения

Правила жизни
Зоологи подтвердили крайнюю редкость рака у черепах Зоологи подтвердили крайнюю редкость рака у черепах

Почему злокачественные опухоли редко встречаются у черепах

N+1
«Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны «Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны

Какими рисками чревато расхожее «попей витаминчиков», откуда взялась эта мода?

РБК
Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой

Астрономы подтвердили обнаружение третьего межзвездного объекта

N+1
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв Инфекционный след: что вызывает болезнь Альцгеймера и зачем нужен когнитивный резерв

О вероятных причинах и механизмах развития болезни Альцгеймера

Forbes
Если кто-то подавился Если кто-то подавился

Как помочь человеку, если он подавился?

Здоровье
Открыть в приложении