Жизнь русского фотографа Саши Гусова журналисты сравнивают с плутовским романом

Русский репортерКультура

Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»

Елена Смородинова

Жизнь русского фотографа Саши Гусова журналисты сравнивают с плутовским романом: родился в Таганроге, переехал в Москву, занимался фарцовкой, перебрался в Лондон (приглашение помогли сделать случайно встреченные на Красной площади туристы), там работал официантом, в фотомастерской… А потом снял гастроли Большого театра в «Альберт-холле» и проснулся знаменитым. Среди тех, кого снимал Гусов, — Джордж Клуни, Борис Березовский, Мстислав Ростропович, Джуд Лоу. Книгу с фотографиями Гусова Путин подарил Папе Римскому. Снимает Гусов на черно-белую пленку. Корреспондент «РР» поговорила с фотографом о его карьере, кризисе индустрии и кадре мечты.

Знаю, что вы не любите, когда вас называют Александром. Как к вам обращаться?

Саша.

Хорошо. Саша, что нужно, чтобы вы приехали в Россию?

Да ничего. У меня два паспорта — российский и английский, никаких специальных приглашений мне не нужно. Сейчас я делаю третий фильм с Андреем Кончаловским — я фотографировал на съемках «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына», «Греха» про Микеланджело. Теперь работаю на съемках нового фильма о рабочих из Новочеркасска, действие происходит в 1962 году. Я же закулисный человек — сцена как таковая меня не интересует. Все самое интересное происходит за кулисами — и театра, и кино, и даже аукционов Sotheby’s и Christie’s. Мне интересна магия, которой не видит обычный зритель.

Печатные СМИ переживают кризис уже не первый год. Вам важно, чтобы ваши снимки были именно напечатаны?

Конечно! Если фото не напечатано, оно не существует: важно, чтобы фотография была напечатана и выставлена. «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» нельзя воспринимать серьезно. Но я давно понял, куда все движется, и давно не работаю на печатные и глянцевые СМИ — делаю книжные проекты. Выпустил уже пятнадцать книг. Хотя работал много на кого: ездил в Африку и в Индию для Conde Nast, снимал портреты известных людей для Vogue. Меня интересует несколько иной кризис: мы просто тонем в имиджах, но при этом не всякий имидж становится образом. Вокруг миллиарды изображений, каждый считает себя поэтом и писателем — это прекрасное время для бездарей. Раньше, чтобы издать книгу, приходилось проходить некую селекцию, это требовало гораздо больших усилий, чем сейчас…

Но при этом интернет и, в частности, «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» дают возможность заявить о себе.

Может быть. Но я считаю так, как считаю. Я до сих пор снимаю на черно-белую пленку. Конечно, у меня есть цифровой фотоаппарат, но все основные работы я делаю на пленку и аналоговую камеру. Если вы лишаете себя процесса в лаборатории и сразу же можете посмотреть то, что сняли, вы превращаетесь в робота. Сделал кадр, посмотрел, сделал кадр, посмотрел — это невозможно! Так вы не концентрируетесь на самой съемке. Когда же у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер, как охотник. И только потом можете в лаборатории закричать от восторга или схватиться за голову. Все творчество вот в этом. В пленке 36 кадров, и каждый из них — ваша пуля. Если вы промахнулись, фотошоп вас не спасет.

Известна история начала вашей карьеры — когда вы переехали в Лондон и соврали, что вы известный фотограф. Сняли гастроли Большого театра и проснулись знаменитым.

О да, переехал я с десятью долларами в кармане. Однажды Telegraph Reporter сделал со мной большое интервью, и я вспомнил, что фотографировать и врать научился в одно время, в Таганроге, когда мне было десять лет. Мой дядя Валерий был известным фотографом. Он брал меня к себе в лабораторию и платил за каждую проявленную пленку по рублю. Я проявлял, а он шел гулять с девушками. И когда звонила моя тетя, я отвечал, что дядя не может взять трубку — а то пленка будет засвечена. Так я покрывал дядю и учился фотографии. В Англию я уехал в 1989 году, а Большой и Григорович приехали на гастроли в 1992-м. С горем пополам я получил разрешение на съемку — приврал, что я знаменитый русский фотограф в эмиграции. Так началась наша взаимная любовь с Большим театром. В Th e British Journal of Photography я пришел с письмом от Григоровича — он писал, что лучше Гусова никто не снимал Большой. Сразу решили напечатать разворот и обложку. Так стартовала моя карьера фотографа.

В 2015 году издали первую книгу о Большом, которую спонсировал Абрамович. В 2017-м ее переиздали на английском.

У вас есть съемка, которая не случилась и вы об этом сожалеете?

Не случившаяся съемка у меня случилась: я мечтал вернуться в прошлое и снять Пазолини, настолько меня в свое время поразил его фильм «Евангелие от Матфея». Я осознавал всю неосуществимость этой мечты, и тем удивительнее было окунуться в атмосферу Ренессанса на съемках у Кончаловского. Но самое интересное, что актер, который играл Микеланджело, Альберто Тестоне, сыграл и Пазолини (в фильме «Пазолини, скрытые истины». — «РР»).

А сегодня у вас есть кадр мечты?

Есть такая фраза: бойтесь сбывшихся мечтаний, им на смену приходят новые. Так что не могу ответить на этот вопрос — завтра может появиться другая мечта. Люди рвутся на край света, в Новую Гвинею, в Сирию, фотографировать войну. А фотографировать же можно в любом месте. Если вы сконцентрируетесь, то непременно сможете увидеть в обыденном что-то необычное. Поэтому я так люблю просто бродить с камерой и снимать. Моя главная работа — видеть.

Фотографии: Александр Гусов/gusov.com (4)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ухо капитана Дженкинса Ухо капитана Дженкинса

Как из-за одного конфликта разразилась война, ставшая практически мировой

Дилетант
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть

Как Москва сделала потребление культом и за сколько счастье можно купить

Правила жизни
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Открыть в приложении