Фильмы / Мнение
В небе на трубе
О чем сейчас до кровавых пальцев спорят кинокритики в Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Конечно, не о «Большом» Тодоровского — им начнут восхищаться и ужасаться ближе к середине мая (хотя фильм уже показали прессе и публике Большого театра). Главная мишень уже, считай, третью неделю — несчастное «Время первых», «Челленджер» российского кино, потерпевший крушение на самом старте. Есть много бизнес-теорий, объясняющих катастрофу, — от отсутствия массированной поддержки со стороны телеканалов до отсутствия в РФ института кинозвезд (когда, на секундочку, вы последний раз видели Хабенского в большой роли на киноэкране? А Евгения Миронова?).
Мне кажется, проблема тут не столько в ошибке трезвого расчета, сколько в самой, так сказать, технологии космолетостроения в русском кино. Дело в том, что увлекательно рассказать о космосе правду очень трудно. Нужно врать, передергивать, подтасовывать и пририсовывать — например, знаменитая «Гравитация» вся составлена из гипербол. А у нас космос — тема еще более скользкая, чем балет. Последний повод для гордости. Тут можно соскальзывать только в сторону плакатного героизма, а он публикой осваивается с трудом. При этом жизнь космонавтов — идеальный материал для так называемого артхауса, привыкшего копаться в тонкой механике эмоций и бытовых сцен.
Но откуда вообще я знаю про космос? А вот откуда. Недавно в Москве показали полузабытый фильм румынского документалиста Андрея Ужицы «Оторванные от настоящего», монтированный из хроники, которую снимал на «Бетакам» Сергей Крикалев, рекордсмен по пребыванию в космосе, улетевший на орбиту в мае 1991-го, еще из СССР, а вернувшийся в марте 1992-го — уже в независимую Россию. Главное открытие от просмотра «Оторванных» — удивительная прозаичность космического подвига. А в том, что это подвиг, можете не сомневаться: во всяком полете что-нибудь да случается в первый раз. Например, Крикалев с Волковым обнаружили на станции «Мир» провезенные кем-то контрабандой спички и свечу и сняли на видео первые эксперименты с огнем в невесомости (потом кассету пришлось спрятать подальше, чтобы не спровоцировать служебного расследования). Или вот другой случай: во время монтажа новых элементов на поверхности станции у космонавта Арцебарского вышла из строя система охлаждения скафандра. На видео — рутинные медленные движения громоздких фигур, а спокойный закадровый голос космонавта сообщает, что этот случай «заставил по-новому оценить границы человеческих возможностей». И в этой почти незрелищной коллизии картинки и текста куда больше драмы, чем во всем натужном пафосе «Времени первых». Почему? Потому, что в реальной космической жизни есть время и дискотекам с переодеванием, и дурацкому катанию на какой-то ненужной металлической трубе… Тем самым штрихам, которые превращают парадный портрет в живого человека.
Оторванные от настоящего
Дмитрий Киселев
Затерянный город Z
Джеймс Грей
Новый фильм Джеймса Грея, прежде никогда не выходившего за границы Брайтон-Бич и снимавшего исключительно драмы о сложных судьбах второго поколения русско-еврейских эмигрантов, — нечто совершенно новое. И для режиссера, и для Голливуда. Жанр фильма о тропических приключениях сегодня возможен только в виде ироничного пастиша в духе «Индианы Джонса» — но Грей снимает кино о путешествии отважного англичанина в дебри Амазонки со всей сентиментальной серьезностью, так, как будто еще не снят «Лоуренс Аравийский». Змеи, пираньи, москиты, индейцы, осыпающие путешественников градом стрел, — все в лучших традициях колониальной литературы.
Перестрелка
Бен Утили
Фактически фильм-спектакль, на две трети состоящий из ожесточенной перестрелки между парой торговцев оружием (Шарлто Купли и Арми Хаммер), двумя членами ИРА (Майкл Смайли и усатый Киллиан Мерфи — дело происходит в 1970-х, так что все актеры тут щеголяют приталенными пиджаками, бадлонами или бакенбардами), посредником (Бри Ларсон) и загадочными снайперами. Весь экшен разворачивается исключительно внутри мрачного склада из железобетона. Камера вместе с героями ползает по пыльному полу, каждый выстрел сопровождается комическими куплетами. Короче, после социальной критики «Высотки» Уитли возвращается к тому, что умеет снимать лучше всего, — кроваво-черной комедии.
Идеаль
Фредерик Бегбедер
Экранизация романа десятилетней давности, сделанная самим же автором. Для тех, кто не следит за творчеством Бегбедера: «Идеаль» — ироничный отчет о многочисленных поездках Бегбедера в гостеприимную Москву (дивы в клубах, кокаин, снега, исповедь в храме Христа-Спасителя и прочая клюква). На экране райский образ России несколько приглажен, и фильм замечателен в первую очередь, как всегда, неожиданным появлением актера Алексея Гуськова, обладающего необычным талантом превращать в уморительный мискаст любую роль.
Любовь и страсть. Далида
Лиза Азуэлос
Байопик известной французской (хотя вообще-то итальянской) певицы со всеми положенными этому жанру атрибутами: трудное детство в Египте, консервативная, но дружная семья, песни, концерты, пластинки, диско сменяет шансон, мужчины вокруг стреляются один за другим. Впрочем, самоубийства происходят где-то за кадром; интересная история с помолвкой, расторгнутой из-за участия Далиды в «непристойном» конкурсе красоты, опущена, косоглазие певицы заменено на близорукость… Наконец приходит черед и самой Далиды: незаметно для зрителя приняв барбитураты и эффектно запив их виски, она засыпает навсегда, дав во сне свой последний концерт.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl