Нарисуем — будем жить
Художники любят искать вдохновение подальше от дома, а основатели арт-резиденций создают им для этого все условия. Вопрос — с какой целью?
Идея, что художнику в поисках вдохновения полезно уехать куда-нибудь подальше и желательно не возвращаться оттуда как можно дольше, не нова. Что поделаешь, талант обычно расцветает пышным цветом в чужом климате, вдали от прозы быта и намозоливших глаз родимых пейзажей. Это вам любой пользователь инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подтвердит! Не зря ещё в XVIII веке российская Академия художеств премировала своих лучших выпускников «пенсионерскими поездками» в Италию и Париж. Таким же образом поощряли деятелей искусства во Франции и США — причём продолжают это делать до сих пор. В Риме успешно функционируют Французская и Американская академии — арт-резиденции, престиж которых невероятно велик. За право оплатить пребывание художника в той же Американской академии всерьёз конкурируют разнообразные фонды. Например, зарегистрированный в Нью-Йорке Фонд Иосифа Бродского год за годом посылает туда художников из России.
В XIX веке меценаты любили превращать в подобие неформальных резиденций собственные загородные усадьбы — не корысти ради, но исключительно из любви к искусству и его создателям. Савва Мамонтов привечал в Абрамцеве своих друзей-живописцев — Коровина, Серова, Левитана, братьев Васнецовых. И даже открыл керамическую и столярную мастерские, дабы возродить традиции народного декоративно-прикладного искусства. Если бы не Мамонтов, мы, возможно, никогда бы не увидели керамики Врубеля. Швейцарский меценат Даниэль Бови приглашал художников пожить в его замке Грюйер. По просьбе гостеприимного хозяина один из салонов расписал сам Камиль Коро, особой склонностью к монументальной живописи никогда не отличавшийся. В наши дни замок, как и Абрамцево, превращён в музей.
В наше время арт-резиденций по всему миру тысячи. Цели их организаторы преследуют разные — укрепление международных связей, пополнение собственной коллекции и, конечно, пиар — куда же без него. Некоторыми движут и более приземлённые мотивы. Один известный российский художник побывал в резиденции, основанной нашей соотечественницей в её поместье в Тоскане. Едва успев освоиться на новом месте, он обнаружил, что играет роль живого аттракциона для постояльцев отеля, устроенного покровительницей