Реданы, офники и гики: почему подростки подвержены влиянию субкультур
В какой-то момент мы обнаруживаем, что дети пытаются быть самостоятельными, пробуют уйти от нашего влияния, ищут для себя ценное и важное за пределами семьи. Особенно сильно в такое период привлекают субкультуры. Стоит ли родителям беспокоиться, если ребенок стал частью такого сообщества? Читайте в нашем материале.
«Я не такой как все»
Субкультура — это то, что «под» культурой, что отличается от доминирующих, принимаемых большинством норм и ценностей. Такие сообщества не появляются в вакууме, они тесно взаимосвязаны с насыщенностью культурного поля. Чем больше идей, событий, явлений в обществе, тем многообразнее его субкультурные течения.
При этом такие объединения формируются спонтанно, обычно они замкнуты и противопоставляют себя массовой культуре. Есть отличительные признаки субкультуры — единая идея для объединения, свой язык, система взглядов, образ жизни и поведения, признаки, по которым определяются «свои».
XX век — расцвет субкультур: зутеры, байкеры, битники, хиппи, растаманы, рокеры, панки, металлисты, готы, рэперы, эмо, киберготы. Субкультуры складывались на почве музыки, спорта, национальных взглядов, отношения к компьютерным играм.
Можно также вспомнить вчерашних тяготевших к криминалу гопников и радикальных скинхедов, а также сегодняшних офников и реданов — субкультурные объединения с потенциальной агрессивной составляющей. Причем реданы относятся к субкультуре анимешников, тогда как офники — преемники спортивных фанатских субкультур (расшифровываются как «околофутбольные фанаты»). В геймерской среде между тем выделяют субкультуру дединсайдеров с ее депрессивными интонациями.
Что привлекает детей в субкультурах
Что ищут наши дети в субкультурных объединениях? То же, что и предыдущие поколения — возможность принадлежать к сообществу «своих» и быть там на равных (когда из детского мира уже вышел, а во взрослый еще не вступил), утверждать свою индивидуальность.
Основные задачи позднего подросткового возраста: выделить и опознать свое «Я», установить близкие отношения со сверстниками, попробовать разные социальные роли, определиться с профессиональным направлением.