Рынок туризма Германии развивается за счет собственных путешественников

РБКБизнес

Опора на своих

Рынок туризма Германии гостеприимен к иностранцам, но развивается за счет собственных путешественников

Текст Алексей Морозов, Александра Марьясова

Туристическая отрасль в Германии, по данным World Travel and Tourism Council (WTTC, Всемирный совет по туризму и путешествиям), в 2017 году обеспечила вклад в экономику страны в размере $395,2 млрд. Эта цифра остается стабильной несколько лет, с небольшими колебаниями, но доля отрасли в ВВП в последние годы снижается — с 13,3% в 2000 году до 10,7% в 2017-м, приводит статистику WTTC. Сам ВВП страны при этом растет ускоренными темпами — в прошлом году он увеличился на 2,2%, таковы данные Федерального статистического ведомства. На туристическую отрасль влияние оказал мировой кризис 2008 года. Доходы восстановились к 2011 году, но превысить (в текущих ценах) докризисные показатели удалось только один раз, в 2014 году.

И все же в целом отрасль развивается в позитивном тренде, отмечают в аналитическом и консалтинговом агентстве Tourismus Plan B, о чем говорится в исследовании 2017 года. С 2011 года к 2016-му в Германии на 13,4% выросло число туристов и на 10,9% — количество мест в отелях. В 2017 году Германия заняла третье место в мире (после США и Испании) по размеру доходов, которые генерирует туристический бизнес в денежном выражении. Судить о вкладе в связанные с туризмом отрасли позволяет исследование Министерства экономики и технологий ФРГ. Согласно ему путешествующие граждане страны помогают своей экономике через покупку потребительских товаров (только велосипедов в 2010 году, который выбран за исходную точку исследования, куплено на €58,6 млрд). А также через приобретение билетов на местный транспорт и входных билетов в музеи и парки, что принесло в сумме €13,7 млрд.

Особенности национальных путешествий

Германия — страна преимущественно внутреннего туризма. Собственные граждане, по данным агентства The German Tourism Market за 2016 год, на 80% обеспечивают наполняемость отелей. За первую половину 2018 года число ночевок в отелях Германии граждан этой страны выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стремление путешествовать по собственной стране — характерная национальная черта, говорится в исследовании: из ста опрошенных 66% совершили за год одну поездку, 24% — две и 10% — более трех поездок. Путешествовать любит население с высшим образованием — 75%, среди жителей городов любителей ездить по стране 62%.

Посещение достопримечательностей, точечное (с подробным изучением городов) или в рамках туров, является основным источником трафика. Согласно Федеральному отчету о туристической политике (его готовит Министерство по делам экономики и энергетики ФРГ), на посещение городов приходится 41% трафика, еще 17% — на автобусные ознакомительные туры по стране. Для сравнения: активно продвигаемый ассоциациями сельский туризм с посещением ферм, дегустацией фермерских продуктов и возможностью примерить на себя труд крестьянина — это лишь 8% трафика. «Такие туры активно рекламируются, но они на любителя», — рассказывает эксперт туристического рынка Игорь Пирожников из Базеля. «Рынок еще не сформировался, — добавляет его коллега из Бонна Леон Цвасман. — Такие туры дороговаты, но в сочетании с посещением близлежащих городов перспектива у них есть».

В города туристов привлекают не только исторические артефакты, архитектура, но и массовые мероприятия, такие как «Октоберфест», например. Согласно федеральному отчету, в октябре 2017 года Мюнхен посетили 404 тыс. граждан Германии и 177 тыс. туристов из других европейских стран, в том числе из России — 12 тыс. человек. Немного больше — 20 тыс. человек — приехали из Китая. Таким образом, праздник существенно поднимает трафик внутреннего туризма, но почти не сказывается на приезде иностранцев. «Это все-таки немецкий праздник, причем сопряженный с массовым принятием алкоголя, — говорит Леон Цвасман. — В нем существует масса условностей, не зная которых иностранец может столкнуться с неприятностями».

Скромнее место, которое занимают туры для желающих поправить здоровье, — на них приходится лишь 2%. Развитию оздоровительного туризма мешают высокие цены и конкуренция со стороны более дешевых курортов Восточной Европы — последние оттянули на себя часть домашнего немецкого трафика, поехать «на воды» в Германию престижно, но не всем по карману, считает Леон Цвасман. Скажем, полчаса массажа стоят €70, при том что в Словакии это €1–2, ночь на немецком оздоровительном курорте — около €200 против €30–40 в Восточной Европе, приводит цифры эксперт. Трафик туристов из России сократился с 2014 года на 17,3%, по данным инфорцмационного агентства Deutsche Welle. «Русские были особенно важны для индустрии туризма Баден-Бадена. Обычно они поступают по состоянию здоровья: их показания по лечению часто таковы, что им приходилось оставаться на курорте надолго», — отмечает агентство, подчеркивая значительную выгоду от таких клиентов. Дефицит туристов из России удалось отчасти компенсировать гостями из ОАЭ и не только оттуда. Данные статистического бюро земли Баден-Вюртемберг (где находится знаменитый курорт Баден-Баден) говорят о росте числа туристов, посещающих курорты. Если в 2000 году на них побывали 11 млн туристов — граждан Германии и 1,6 млн из других стран Европы, то в 2016-м — 15,5 млн и 3,9 млн соответственно.

Правила игры

Росту числа туристов в Германии соответствует опережающий рост туристской инфраструктуры. Если в 2012 году путешественников обслуживала 31 тыс. компаний с 257 тыс. занятых (имеются в виду все индустрии, включая отельный бизнес, общественное питание, мелкие магазины), то в 2016 году — 32 тыс. компаний с 290 тыс. занятых. Этому способствуют правила игры на рынке.

Туристическая деятельность в Германии не лицензируется, требуется только регистрация при наличии справки от полиции об отсутствии криминальных фактов в прошлом. За добросовестностью участников рынка следят профессиональные ассоциации, проблемные вопросы решаются в судах. На выработку правил игры в отрасли значительное влияние оказывает мнение профессиональных ассоциаций, в первую очередь Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, Союза рестораторов и отельеров (DEHOGA) и Немецкой туристической ассоциации. Ассоциация финансируется за счет взносов участников, но в отдельных случаях получает финансирование из федерального бюджета или бюджетов земель — когда речь идет о масштабных мероприятиях, требующих существенных инвестиций. В свою очередь, у DEHOGA отличные контакты с политическими лидерами Германии, это позволяет эффективно защищать интересы отрасли, говорит Георг Плесье, топ-менеджер компании Rocco Forte & Family (управляет отелем Villa Kennedy во Франкфурте). Система работает, необходимости в лицензировании или жестком контроле со стороны на практике не возникает, поясняет он, персонал отелей научен реагировать на проблемы клиентов быстро и с полным вниманием.

Легкость открытия бизнеса, отсутствие тотального контроля и минимум вложений (при желании можно переоборудовать под отель первый этаж собственного дома) способствуют развитию отрасли за счет небольших бизнесов. Открытие своего, даже маленького, дела, связанного с туризмом, — прекрасный выход для тех, кто не хочет или не может делать карьеру в жесткой корпоративной культуре, считает Георг Плесье.

Ориентируясь на внутреннего туриста, немецкие отели зарабатывают не за счет высоких цен размещения, а благодаря количеству туристов, рассказывает Игорь Пирожников. Это резко отличается от политики отельеров Швейцарии, да и многих стран ЕС, подчеркивает он. «Скажем, номер в Hilton в Риме стоит €500, в Барселоне — €240, а в Дюссельдорфе — €62, но при этом Hilton в Дюссельдорфе имеет заполняемость, которой могут только завидовать другие отели этой сети в иных странах», — говорит он. Рентабельность небольших отелей невелика, добавляет Игорь Пирожников, но владельцев устраивает стабильность бизнеса, и это сказывается на росте индустрии. Так, в первом полугодии 2018-го число отелей в стране выросло на 2,2%, говорится в отчете Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, число ресторанов — на 3,3%, питейных заведений — на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам опроса, проведенного объединением в начале года, 48,5% владельцев отелей сказали, что довольны бизнесом.

Небольшие отели могут быть и очень прибыльными, если грамотно воспользоваться конкурентными преимуществами, которые дает формат мини-отеля, говорит Георг Плесье: «Если вы обеспечите идеальное индивидуальное обслуживание, будете хорошо знать своих клиентов и дадите им продукт с качеством выше среднего, вы можете без ущерба для трафика выставить гораздо более высокие цены и не связываться с недорогими групповыми клиентами». Идеальный продукт и отличный сервис гарантируют высокую прибыль, считает эксперт.

80% постояльцев в немецких отелях, — граждане Германии, путешествующие по стране

Законодательство гостеприимства

Несмотря на то что погоду на туристическом рынке Германии делают отечественные путешественники, экономика страны заинтересована и во въездном потоке.

Как показывают результаты того же исследования Министерства экономики и технологий, если отечественные туристы стимулируют потребительский рынок, то иностранцы, приезжающие в Германию, дают импульс развитию бизнеса авиаперевозчиков, отельеров и рестораторов. Кроме того, как рассказал РБК+ Вольфганг Бауэр, топ-менеджер торгового центра Outletcity Metzingen (см. материал на с. 145), иностранцы более щедры на траты, их средний чек выше, чем у немецких покупателей.

Законы Германии защищают интересы иностранных гостей. В немецкой правовой системе турист рассматривается как лицо с особым правовым статусом, новеллы законодательства вменяют в обязанность должностным лицам оказывать помощь зарубежным туристам в затруднительной ситуации.

Основная функция Национального совета по туризму Германии — пропаганда за рубежом образа страны, и трафик из-за рубежа в последние годы показывает устойчивую тенденцию к росту.

Согласно исследованиям Национальной туристской организации Германии (GNTO), в 2016 году число ночевок иностранцев в отелях и других средствах размещения достигло рекордного показателя 80,8 млн. Эксперты GNTO сделали вывод, что Германия стала одним из самых популярных направлений международного туризма в мире. С 2010 года число зарубежных ночевок выросло более чем на 40%. Стабильно растет турпоток в Берлин. В 2016 году туристы провели в городе 31 млн ночей, что на 2,7% больше, чем в 2015 году, и этот показатель вывел столицу Германии на третье место в топе самых популярных городов Европы. Такой же показатель был достигнут и в 2017 году.

Где в Германии учат туристическому делу

В сфере профессионального образования туристической отрасли Германии главное место отведено институтам прикладных наук, сочетающих теоретическую и практическую подготовку, говорит член туристского объединения «Немецкий союз туризма» Александр Хорн. Обучение в таких учебных заведениях организовано в соответствии с положениями Болонского процесса — бакалавриат и магистратура. «Профильные программы по туризму содержат не более 5% дисциплин общей подготовки, 95% дисциплин — это дисциплины профессиональные. Практика на предприятии туризма составляет до 20% объема учебного плана», — рассказывает Александр Хорн. Такая позиция соответствует общей тенденции в стране: регулярные опросы молодежи, которые проводит Констанцский университет (Германия), показывают, что четверо из пяти опрошенных абитуриентов предпочитают практическое обучение. В сегменте дополнительного образования популярны корпоративные тренинги персонала, которые распространены в сетевых предприятиях в инфраструктуре туризма. Иначе складывается ситуация в небольших компаниях, которые не в состоянии постоянно проводить обучение сотрудников, они используют систему профессионального дополнительного образования «Компетенции в туризме» (Kompetenz im Tourismus).

По данным Staufenbiel Institut, выпускники вузов в сфере туризма среди BWL-специальностей (экономика предприятия) зарабатывают меньше в 2,5 раза по сравнению, к примеру, с выпускниками в банковской сфере. Наиболее оплачиваемые направления — отельный бизнес, продажа авиабилетов, маркетинг авиакомпаний.

Динамика вклада туристической отрасли в ВВП Германии

$ млрд
Доля в ВВП, %

Источник: World Travel and Tourism Council
Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прощай, карасик! Прощай, карасик!

Что привело к отмене выборов в Приморье?

Огонёк
Прерванный полет. Зачем Минобороны рассказало о сбитом Boeing Прерванный полет. Зачем Минобороны рассказало о сбитом Boeing

Минобороны России опровергло причастность к уничтожению Boeing в 2014 году

Forbes
Защита доллара. Как спасти валютные вклады россиян в случае санкций Защита доллара. Как спасти валютные вклады россиян в случае санкций

Тест на зрелость банковской системы страны

Forbes
Бес в ребро: звезды, удалившие ребра ради тонкой талии Бес в ребро: звезды, удалившие ребра ради тонкой талии

На что только не идут женщины ради красоты!

Cosmopolitan
Смартфон не нужен? Смартфон не нужен?

Какой функционал у мультимедийных системам с оболочкой «Яндекс.Авто»

АвтоМир
100 лет школьной формы: как она менялась в России 100 лет школьной формы: как она менялась в России

100 лет школьной формы: как она менялась в России

Cosmopolitan
Квартира с садом на крыше Квартира с садом на крыше

Квартира в парижском районе Марэ на крыше дома

AD
Анна Андрюшкина: Государственной политики в сфере донорства не было и нет Анна Андрюшкина: Государственной политики в сфере донорства не было и нет

Как народ поднимает сферу трансплантологии без государства?

СНОБ
Молодильное яблоко: зачем руководителю быть ближе к молодым сотрудникам Молодильное яблоко: зачем руководителю быть ближе к молодым сотрудникам

Направьте свой интеллект на адаптацию к меняющейся среде

Forbes
Таблетка от любви: можно ли вылечить чувства химией Таблетка от любви: можно ли вылечить чувства химией

Моральные аспекты применения препаратов «от любви»

Популярная механика
Редакционный тест-драйв: менструальные чаши Fun Factory Редакционный тест-драйв: менструальные чаши Fun Factory

Редакционный тест-драйв: менструальные чаши Fun Factory

Cosmopolitan
Тело всей жизни Тело всей жизни

Телеведущая Анна Кастерова о том, как вылепила свою спортивную фигуру

Tatler
10 мифов психологии, в которые вы верите: разоблачение от психолога 10 мифов психологии, в которые вы верите: разоблачение от психолога

Психолог и профессор Ливерпульского университета развенчивает мифы о психологии

Cosmopolitan
Первый кризис. Отрывок из книги Олега Тинькова «Революция» Первый кризис. Отрывок из книги Олега Тинькова «Революция»

Как разгорелся банковский кризис 2014 года и какие клиенты не возвращают кредиты

Forbes
А нам – во Вьетнам! А нам – во Вьетнам!

Куда именно поехать во Вьетнаме и что там делать

Cosmopolitan
Дело жизни. Как заслужить уважение японских партнеров Дело жизни. Как заслужить уважение японских партнеров

Как начать сотрудничать с японскими бизнесменами

Forbes
Смерть, голод и холод: чем грозит современная ядерная война Смерть, голод и холод: чем грозит современная ядерная война

Расчёты последствий наиболее вероятных сценариев ядерной войны

Популярная механика
Глобальный менеджер Глобальный менеджер

Глава SAP CIS предпочла Россию Европе

РБК
Горячие деньги. Как вложиться в IPO и не прогадать Горячие деньги. Как вложиться в IPO и не прогадать

Инвестируя в акции, можно получить доходность в десятки процентов

Forbes
Льготный банкет. За смягчение пенсионной реформы придется платить регионам Льготный банкет. За смягчение пенсионной реформы придется платить регионам

Кремль рискует жестко столкнуть пожилых россиян с реальностью

Forbes
Бракованная игрушка. Почему самый дорогой истребитель не летает Бракованная игрушка. Почему самый дорогой истребитель не летает

Проблемы истребителя F-35 давно изучаются как отдельными мировыми экспертами

Forbes
10 золотых правил длинных автопутешествий 10 золотых правил длинных автопутешествий

10 золотых правил длинных автопутешествий

Maxim
Эксгибиционисты: зачем они делают это? Эксгибиционисты: зачем они делают это?

Эксгибиционизм — это сексуальная девиация

Cosmopolitan
«Мы смотрим в одну сторону» «Мы смотрим в одну сторону»

Интервью с Анастасией Спиридоновой о любви, традициях и превратностях судьбы

OK!
Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский

Вознесенскому из шестидесятников повезло, пожалуй, меньше всех

Дилетант
Года – не беда Года – не беда

Сохранить кожу молодой как можно дольше помогут косметические средства

StarHit
Как Земля защищает иные миры: 7 интересных фактов Как Земля защищает иные миры: 7 интересных фактов

Что такое planetary protection

Популярная механика
20 самых смешных фотографий животных 2018 года 20 самых смешных фотографий животных 2018 года

Смешные фотографии животных с конкурса The Comedy Wildlife Photography Awards

Esquire
Подход к штанге: что делать, если тайм-менеджмент не для вас Подход к штанге: что делать, если тайм-менеджмент не для вас

Рывковая производительность свойственна тем, кто считает себя прокрастинаторами

Forbes
Звездная болезнь Звездная болезнь

Бабак Джафарипур вылечил Лере Кудрявцевой мигрень, а Сергею Жукову – спину

StarHit
Открыть в приложении