Рынок туризма Германии развивается за счет собственных путешественников

РБКБизнес

Опора на своих

Рынок туризма Германии гостеприимен к иностранцам, но развивается за счет собственных путешественников

Текст Алексей Морозов, Александра Марьясова

Туристическая отрасль в Германии, по данным World Travel and Tourism Council (WTTC, Всемирный совет по туризму и путешествиям), в 2017 году обеспечила вклад в экономику страны в размере $395,2 млрд. Эта цифра остается стабильной несколько лет, с небольшими колебаниями, но доля отрасли в ВВП в последние годы снижается — с 13,3% в 2000 году до 10,7% в 2017-м, приводит статистику WTTC. Сам ВВП страны при этом растет ускоренными темпами — в прошлом году он увеличился на 2,2%, таковы данные Федерального статистического ведомства. На туристическую отрасль влияние оказал мировой кризис 2008 года. Доходы восстановились к 2011 году, но превысить (в текущих ценах) докризисные показатели удалось только один раз, в 2014 году.

И все же в целом отрасль развивается в позитивном тренде, отмечают в аналитическом и консалтинговом агентстве Tourismus Plan B, о чем говорится в исследовании 2017 года. С 2011 года к 2016-му в Германии на 13,4% выросло число туристов и на 10,9% — количество мест в отелях. В 2017 году Германия заняла третье место в мире (после США и Испании) по размеру доходов, которые генерирует туристический бизнес в денежном выражении. Судить о вкладе в связанные с туризмом отрасли позволяет исследование Министерства экономики и технологий ФРГ. Согласно ему путешествующие граждане страны помогают своей экономике через покупку потребительских товаров (только велосипедов в 2010 году, который выбран за исходную точку исследования, куплено на €58,6 млрд). А также через приобретение билетов на местный транспорт и входных билетов в музеи и парки, что принесло в сумме €13,7 млрд.

Особенности национальных путешествий

Германия — страна преимущественно внутреннего туризма. Собственные граждане, по данным агентства The German Tourism Market за 2016 год, на 80% обеспечивают наполняемость отелей. За первую половину 2018 года число ночевок в отелях Германии граждан этой страны выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стремление путешествовать по собственной стране — характерная национальная черта, говорится в исследовании: из ста опрошенных 66% совершили за год одну поездку, 24% — две и 10% — более трех поездок. Путешествовать любит население с высшим образованием — 75%, среди жителей городов любителей ездить по стране 62%.

Посещение достопримечательностей, точечное (с подробным изучением городов) или в рамках туров, является основным источником трафика. Согласно Федеральному отчету о туристической политике (его готовит Министерство по делам экономики и энергетики ФРГ), на посещение городов приходится 41% трафика, еще 17% — на автобусные ознакомительные туры по стране. Для сравнения: активно продвигаемый ассоциациями сельский туризм с посещением ферм, дегустацией фермерских продуктов и возможностью примерить на себя труд крестьянина — это лишь 8% трафика. «Такие туры активно рекламируются, но они на любителя», — рассказывает эксперт туристического рынка Игорь Пирожников из Базеля. «Рынок еще не сформировался, — добавляет его коллега из Бонна Леон Цвасман. — Такие туры дороговаты, но в сочетании с посещением близлежащих городов перспектива у них есть».

В города туристов привлекают не только исторические артефакты, архитектура, но и массовые мероприятия, такие как «Октоберфест», например. Согласно федеральному отчету, в октябре 2017 года Мюнхен посетили 404 тыс. граждан Германии и 177 тыс. туристов из других европейских стран, в том числе из России — 12 тыс. человек. Немного больше — 20 тыс. человек — приехали из Китая. Таким образом, праздник существенно поднимает трафик внутреннего туризма, но почти не сказывается на приезде иностранцев. «Это все-таки немецкий праздник, причем сопряженный с массовым принятием алкоголя, — говорит Леон Цвасман. — В нем существует масса условностей, не зная которых иностранец может столкнуться с неприятностями».

Скромнее место, которое занимают туры для желающих поправить здоровье, — на них приходится лишь 2%. Развитию оздоровительного туризма мешают высокие цены и конкуренция со стороны более дешевых курортов Восточной Европы — последние оттянули на себя часть домашнего немецкого трафика, поехать «на воды» в Германию престижно, но не всем по карману, считает Леон Цвасман. Скажем, полчаса массажа стоят €70, при том что в Словакии это €1–2, ночь на немецком оздоровительном курорте — около €200 против €30–40 в Восточной Европе, приводит цифры эксперт. Трафик туристов из России сократился с 2014 года на 17,3%, по данным инфорцмационного агентства Deutsche Welle. «Русские были особенно важны для индустрии туризма Баден-Бадена. Обычно они поступают по состоянию здоровья: их показания по лечению часто таковы, что им приходилось оставаться на курорте надолго», — отмечает агентство, подчеркивая значительную выгоду от таких клиентов. Дефицит туристов из России удалось отчасти компенсировать гостями из ОАЭ и не только оттуда. Данные статистического бюро земли Баден-Вюртемберг (где находится знаменитый курорт Баден-Баден) говорят о росте числа туристов, посещающих курорты. Если в 2000 году на них побывали 11 млн туристов — граждан Германии и 1,6 млн из других стран Европы, то в 2016-м — 15,5 млн и 3,9 млн соответственно.

Правила игры

Росту числа туристов в Германии соответствует опережающий рост туристской инфраструктуры. Если в 2012 году путешественников обслуживала 31 тыс. компаний с 257 тыс. занятых (имеются в виду все индустрии, включая отельный бизнес, общественное питание, мелкие магазины), то в 2016 году — 32 тыс. компаний с 290 тыс. занятых. Этому способствуют правила игры на рынке.

Туристическая деятельность в Германии не лицензируется, требуется только регистрация при наличии справки от полиции об отсутствии криминальных фактов в прошлом. За добросовестностью участников рынка следят профессиональные ассоциации, проблемные вопросы решаются в судах. На выработку правил игры в отрасли значительное влияние оказывает мнение профессиональных ассоциаций, в первую очередь Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, Союза рестораторов и отельеров (DEHOGA) и Немецкой туристической ассоциации. Ассоциация финансируется за счет взносов участников, но в отдельных случаях получает финансирование из федерального бюджета или бюджетов земель — когда речь идет о масштабных мероприятиях, требующих существенных инвестиций. В свою очередь, у DEHOGA отличные контакты с политическими лидерами Германии, это позволяет эффективно защищать интересы отрасли, говорит Георг Плесье, топ-менеджер компании Rocco Forte & Family (управляет отелем Villa Kennedy во Франкфурте). Система работает, необходимости в лицензировании или жестком контроле со стороны на практике не возникает, поясняет он, персонал отелей научен реагировать на проблемы клиентов быстро и с полным вниманием.

Легкость открытия бизнеса, отсутствие тотального контроля и минимум вложений (при желании можно переоборудовать под отель первый этаж собственного дома) способствуют развитию отрасли за счет небольших бизнесов. Открытие своего, даже маленького, дела, связанного с туризмом, — прекрасный выход для тех, кто не хочет или не может делать карьеру в жесткой корпоративной культуре, считает Георг Плесье.

Ориентируясь на внутреннего туриста, немецкие отели зарабатывают не за счет высоких цен размещения, а благодаря количеству туристов, рассказывает Игорь Пирожников. Это резко отличается от политики отельеров Швейцарии, да и многих стран ЕС, подчеркивает он. «Скажем, номер в Hilton в Риме стоит €500, в Барселоне — €240, а в Дюссельдорфе — €62, но при этом Hilton в Дюссельдорфе имеет заполняемость, которой могут только завидовать другие отели этой сети в иных странах», — говорит он. Рентабельность небольших отелей невелика, добавляет Игорь Пирожников, но владельцев устраивает стабильность бизнеса, и это сказывается на росте индустрии. Так, в первом полугодии 2018-го число отелей в стране выросло на 2,2%, говорится в отчете Объединения гостиничных и ресторанных хозяйств, число ресторанов — на 3,3%, питейных заведений — на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам опроса, проведенного объединением в начале года, 48,5% владельцев отелей сказали, что довольны бизнесом.

Небольшие отели могут быть и очень прибыльными, если грамотно воспользоваться конкурентными преимуществами, которые дает формат мини-отеля, говорит Георг Плесье: «Если вы обеспечите идеальное индивидуальное обслуживание, будете хорошо знать своих клиентов и дадите им продукт с качеством выше среднего, вы можете без ущерба для трафика выставить гораздо более высокие цены и не связываться с недорогими групповыми клиентами». Идеальный продукт и отличный сервис гарантируют высокую прибыль, считает эксперт.

80% постояльцев в немецких отелях, — граждане Германии, путешествующие по стране

Законодательство гостеприимства

Несмотря на то что погоду на туристическом рынке Германии делают отечественные путешественники, экономика страны заинтересована и во въездном потоке.

Как показывают результаты того же исследования Министерства экономики и технологий, если отечественные туристы стимулируют потребительский рынок, то иностранцы, приезжающие в Германию, дают импульс развитию бизнеса авиаперевозчиков, отельеров и рестораторов. Кроме того, как рассказал РБК+ Вольфганг Бауэр, топ-менеджер торгового центра Outletcity Metzingen (см. материал на с. 145), иностранцы более щедры на траты, их средний чек выше, чем у немецких покупателей.

Законы Германии защищают интересы иностранных гостей. В немецкой правовой системе турист рассматривается как лицо с особым правовым статусом, новеллы законодательства вменяют в обязанность должностным лицам оказывать помощь зарубежным туристам в затруднительной ситуации.

Основная функция Национального совета по туризму Германии — пропаганда за рубежом образа страны, и трафик из-за рубежа в последние годы показывает устойчивую тенденцию к росту.

Согласно исследованиям Национальной туристской организации Германии (GNTO), в 2016 году число ночевок иностранцев в отелях и других средствах размещения достигло рекордного показателя 80,8 млн. Эксперты GNTO сделали вывод, что Германия стала одним из самых популярных направлений международного туризма в мире. С 2010 года число зарубежных ночевок выросло более чем на 40%. Стабильно растет турпоток в Берлин. В 2016 году туристы провели в городе 31 млн ночей, что на 2,7% больше, чем в 2015 году, и этот показатель вывел столицу Германии на третье место в топе самых популярных городов Европы. Такой же показатель был достигнут и в 2017 году.

Где в Германии учат туристическому делу

В сфере профессионального образования туристической отрасли Германии главное место отведено институтам прикладных наук, сочетающих теоретическую и практическую подготовку, говорит член туристского объединения «Немецкий союз туризма» Александр Хорн. Обучение в таких учебных заведениях организовано в соответствии с положениями Болонского процесса — бакалавриат и магистратура. «Профильные программы по туризму содержат не более 5% дисциплин общей подготовки, 95% дисциплин — это дисциплины профессиональные. Практика на предприятии туризма составляет до 20% объема учебного плана», — рассказывает Александр Хорн. Такая позиция соответствует общей тенденции в стране: регулярные опросы молодежи, которые проводит Констанцский университет (Германия), показывают, что четверо из пяти опрошенных абитуриентов предпочитают практическое обучение. В сегменте дополнительного образования популярны корпоративные тренинги персонала, которые распространены в сетевых предприятиях в инфраструктуре туризма. Иначе складывается ситуация в небольших компаниях, которые не в состоянии постоянно проводить обучение сотрудников, они используют систему профессионального дополнительного образования «Компетенции в туризме» (Kompetenz im Tourismus).

По данным Staufenbiel Institut, выпускники вузов в сфере туризма среди BWL-специальностей (экономика предприятия) зарабатывают меньше в 2,5 раза по сравнению, к примеру, с выпускниками в банковской сфере. Наиболее оплачиваемые направления — отельный бизнес, продажа авиабилетов, маркетинг авиакомпаний.

Динамика вклада туристической отрасли в ВВП Германии

$ млрд
Доля в ВВП, %

Источник: World Travel and Tourism Council
Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
«Я бы посмотрел, как ты пьешь кефир»: девушки о самых идиотских подкатах «Я бы посмотрел, как ты пьешь кефир»: девушки о самых идиотских подкатах

Подкаты к девушкам от странных парней

Playboy
Chery Tiggo: не соскучишься Chery Tiggo: не соскучишься

Запас прочности Chery Tiggo

АвтоМир
Audi SQ5 Audi SQ5

Audi SQ5. Буйство темперамента и баланс всех характеристик

Quattroruote
Добавь газку Добавь газку

Скорость – самое ценное, что есть на дороге после безопасности

АвтоМир
Растратчики: что происходит с громкими ICO и собранными деньгами Растратчики: что происходит с громкими ICO и собранными деньгами

Казалось, что криптовалюты изменят мировую экономику, почему этого не случилось?

Forbes
Золотые метры. Правила успешных инвестиций в зарубежную недвижимость Золотые метры. Правила успешных инвестиций в зарубежную недвижимость

Как правильно инвестировать в зарубежную недвижимость

Forbes
Как носить объемную верхнюю одежду? Как носить объемную верхнюю одежду?

Верхняя одежда несет максимум информации о статусе своего владельца

GQ
Золотые руки Золотые руки

Декоратор Анн-Софи Пайере и заказчица обожают золото и блеск

AD
Алкогений: Михайло Ломоносов Алкогений: Михайло Ломоносов

«Дрался в винном погребке, с самого начала слишком много пьянствовал»

Maxim
Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо

Видео от психотерапевта Эстер Перель на тему неверности

Cosmopolitan
Несколько слов о балетках: разбираемся на звездном примере Несколько слов о балетках: разбираемся на звездном примере

Что не так с балетками, и когда их лучше заменить на что-нибудь другое

Cosmopolitan
45 лет фильму «Иван Васильевич меняет профессию» 45 лет фильму «Иван Васильевич меняет профессию»

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в сентябре 1973 года

Лиза
Дело самозванцев. Как распознать псевдофраншизу Дело самозванцев. Как распознать псевдофраншизу

Как отличить недобросовестных предпринимателей от настоящего франчайзинга?

Forbes
Сколько стоит организовать модный показ Сколько стоит организовать модный показ

Модный показ: гонорары моделей, сценография, кейтеринг и многое другое

Vogue
«В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех»: путеводитель по выставке Ильи и Эмилии Кабаковых

Эмилия Кабакова объясняет, как смотреть выставку «В будущее возьмут не всех»

Forbes
В Москве впервые пройдет фестиваль Urban Dreams В Москве впервые пройдет фестиваль Urban Dreams

Фестиваль Urban Dreams — новая глава мирной эльфийской экспансии

Cosmopolitan
«Чтобы перед Ермаком было не стыдно» «Чтобы перед Ермаком было не стыдно»

Компаниям приходится брать на себя часть государственных функций

Эксперт
Как украинский дизайнер в одночасье прославился благодаря Джиджи Хадид Как украинский дизайнер в одночасье прославился благодаря Джиджи Хадид

На аллее модной славы зажглась звезда Эльвиры Гасановой

Vogue
Вечный огонь: 25 фактов о легендарных зажигалках Zippo Вечный огонь: 25 фактов о легендарных зажигалках Zippo

О зажигалке Zippo, история которой проста и удивительна одновременно

Maxim
12 суперхитов, которые не задумывались как хиты 12 суперхитов, которые не задумывались как хиты

У многих музыкантов придумать великий шлягер получается совершенно случайно

Maxim
Личность формируется еще до рождения? Личность формируется еще до рождения?

Правда ли, что черты характера и вкусы формируются задолго до появления на свет

Psychologies
«Замужем» за двумя: невыдуманная история «Замужем» за двумя: невыдуманная история

Анонимный рассказ читательницы о муже и любовнике

Psychologies
Деньги под контролем. Что даст покупателям квартир новая реформа Деньги под контролем. Что даст покупателям квартир новая реформа

Попытки регулирования долевого строительства

Forbes
Предметный мир Предметный мир

Всем, кто путешествует, знакомо имя Александры Шампалимо

Robb Report
Пять полезных сладостей Пять полезных сладостей

Какие полезные вкусности стоит включить в привычный рацион

Psychologies
Как сохранить самооценку после ссоры Как сохранить самооценку после ссоры

Поругавшись с близким человеком, мы испытываем много различных эмоций

Psychologies
Тогда и сейчас: как изменилась графика 16 популярных компьютерных игр Тогда и сейчас: как изменилась графика 16 популярных компьютерных игр

Тогда и сейчас: как изменилась графика 16 популярных компьютерных игр

Playboy
Оракул из Омахи. История успеха Уоррена Баффета Оракул из Омахи. История успеха Уоррена Баффета

Правила самого знаменитого инвестора современности Уоррен Баффет

Forbes
Не спешите расставаться с мужем Не спешите расставаться с мужем

Разочарованной женщине единственным выходом часто кажется разрыв с партнером

Psychologies
Открыть в приложении