Что такое soft skills и как развить их у ребенка
Над формированием у детей hard skills (или базовых навыков) работают общеобразовательные учреждения. Soft skills — коммуникабельность, навыки взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться — приобретаются благодаря социальному окружению, увлечениям и дополнительному образованию. Как помочь ребенку развить их «в домашних условиях»?
Осознанно использую англоязычный термин soft skills — в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью. Базовыми знаниями уже никого не удивишь — редко встретишь специалиста без диплома или соответствующего сертификата. А вот навыки коммуникации приобретают все большее значение: начинающий соискатель попадает на собеседование по приему на работу за счет hard skills, но успешно проходит его благодаря soft skills.
Поскольку в школах над этими навыками работают по остаточному принципу, ответственность за их развитие лежит на родителях.
Дети дублируют то, что делают взрослые. Родители настаивают на выученных уроках, но не проявляют интерес к самому предмету. Они говорят: «Да я учился в школе N-десятков лет назад, уже ничего не помню», и у школьников отпадает желание заниматься. Другое дело, когда новое трудное задание можно совместно обсудить. Не читайте в этом «решить за ребенка» или «все время делать домашнее задание вместе». Вовлеченность взрослого показывает ученику, что обучение — это увлекательный процесс. Вот почему взрослым важно совершенствовать soft skills вместе с ребенком.
Разноплановое общение
Общаться разнопланово для ребенка — уметь выстраивать коммуникацию с людьми разных возрастов: со сверстниками, взрослыми, детьми младшего и старшего возраста. Со сверстниками дети сталкиваются постоянно в школе, на дополнительных занятиях, даже во дворе, понаблюдайте, как они сами делятся на возрастные группы. Здесь редко возникают проблемы.
Навыки общения со взрослыми тоже тренируются ежедневно с родителями, учителями. Подумайте, взаимодействует ли ребенок с другими взрослыми, может ли спокойно сходить к соседу за солью, не постесняется ли попросить о помощи у незнакомого прохожего. Если нет, попробуйте искусственно, но ненавязчиво создавать ситуации, где он мог бы проявить инициативу и выстроить коммуникацию с малознакомым взрослым человеком. Например, доверьте ему самостоятельно договориться о чем-то с преподавателем секции.