3D-редактор, созданный художником, а не программистом

РБКHi-Tech

Как программа от московского 3D-художника стала популярна во всем мире

Текст Павел Карасев

«Написание кода меня разрушает», — признается 24-летний автор программы Polybrush Арсений Кораблев. Свой продукт он описывает как 3D-редактор, созданный «художником, а не программистом». К построению 3D-моделей Polybrush подходит как к процессу рисования: пользователь делает «мазки» собственными кистями — на выходе получаются нужные линии и объекты. Аудитория программы — 2Dи 3D-художники: первые могут создать в редакторе эскиз для обрисовки, вторые — собрать из деталей «пейзажи и персонажей», рассказывает Кораблев. Себя он тоже считает в первую очередь художником, хотя профильное образование у 24-летнего разработчика программистское: он учится в аспирантуре Высшей школы печати и медиаиндустрии МПУ.

Набор художника

3D-моделированием Кораблев увлекся в 12 лет, когда дома появился достаточно мощный ПК. Его работы получали призы на конкурсах и собирали позитивные отклики профессионалов на сайтах вроде CG Society. К 17 годам он собрал хорошую прессу — о нем написали профильные СМИ из США, Японии, Индии и Украины.

На третьем курсе учебы в университете Кораблев взялся за создание собственного редактора. «Решил использовать приобретенные навыки [программирования] не для разработки игр, а для чего-то более серьезного. Хотел сделать новый инструмент, который упростил бы жизнь таким же художникам», — вспоминает он. Проект не задумывался как «большая программа», но постепенно поглотил все свободное время Кораблева.

На разработку бета-версии ушел год. «Когда я ее выпустил, у меня повалился сервер с сайтом: программу скачали десятки тысяч раз», — заверяет Кораблев. Название созвучно плагину популярного американского графического движка Unity, но автор российского Polybrush настаивает, что, «когда придумывал [название], загуглил этот вариант — и ничего не появилось». Unity на появление конкурирующего продукта под аналогичным брендом никак не реагировала. На вопросы журнала РБК представители компании не ответили.

В разработке Кораблев использовал язык C++, который освоил самостоятельно: все — по состоянию на ноябрь 2018-го — 100 тыс. строк кода написал сам, это «дело принципа». Интерфейс редактора получился схож с Photoshop. Пользователи с самого начала получили возможность создавать свои инструменты — «кисти» — и обмениваться ими. Эта опция в разы увеличила размер программы: если в первой версии она «весила» всего 2 Мб, то в текущей — более 500 Мб.

Polybrush не поддерживает сторонние плагины, но допускает экспорт в более популярные редакторы-аналоги. При экспорте 3D-модель сохраняет параметры и координаты текстур, так что с ней «с ходу» можно продолжать работать в других программах. «Polybrush работает как промежуточная стадия в создании цифрового рисунка или модели, как маленький вспомогательный инструмент», — уточняет Кораблев.

По его признанию, весь путь создания продукта разработчик прошел по наитию и «наступил на все возможные грабли». «Я до сих не знаю, как в теории должен выглядеть и работать 3D-редактор, но методом проб и ошибок реализовал наброски на бумаге в полноценную программу», — рассказывает он.

Программа Кораблева доступна в трех основных конфигурациях: бесплатная пробная версия на 90 дней, подписка по $25 в месяц и «вечная лицензия» стоимостью $150. В новых версиях редактора разработчик обещает новые модели монетизации. Например, в Polybrush может появиться система поощрения: чем дольше пользователь работает в программе, тем больше инструментов ему доступно.

Разработка в режиме соло

Кораблев практически не вкладывал деньги в разработку Polybrush. Система защиты от незаконного копирования обошлась примерно в 15 тыс. руб., еще по несколько тысяч в месяц уходит на поддержание инфраструктуры — сайта и сервера, перечисляет автор редактора.

В 2018 году он привлек первые инвестиции — 500 тыс. руб. в проект вложил государственный Фонд содействия инновациям. Продажи программы могли принести разработчику еще около $40 тыс. Всего у Polybrush более 250 покупателей, большинство — художники из США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. Продажи Кораблев ведет через сервис Gumroad: им пользуются многие независимые художники и артисты. О глобальной популярности программы свидетельствует и тот факт, что интерес к ее разработчику проявляла сама Apple — рекрутер производителя iPhone выходил на Кораблева через LinkedIn, но предложений о поглощении или покупке Polybrush американская корпорация так и не сделала.

В России клиентов у редактора всего полтора десятка, сетует разработчик: для популяризации программы у него в планах сделать Polybrush полностью бесплатным на местном рынке.

Polybrush остается компанией одного человека: Кораблев курирует не только разработку, но и продвижение, и продажи. «Плюсы очевидны: меньше времени уходит на разговоры, больше — на работу», — рассказывает он. Продукт, правда, уже достиг масштаба, при котором автор не всегда помнит собственные действия: «Иногда открываю код и не помню, как работал над отдельными кусками. Возникает ощущение, будто вместе со мной писал кто-то еще». Помимо развития основных направлений бизнеса Кораблев не забывает и о вспомогательных — он записывает видеоуроки, поддерживает сайт и ведет соцсети проекта.

Нанимать подчиненных разработчик пока не планирует. Причина в разнице мировоззрений: другие программисты, по мнению Кораблева, «стреляют из пушки по воробьям». «Они говорят: Давай развернем сервер, сделаем базу данных. Приходится останавливать — мне нужно всего лишь вывести пару строчек текста», — описывает он логику оппонентов. Однако вероятность увеличения команды Кораблев не исключает: для этого нужно наладить продажи.

Расширение штата пошатнет и другую скрепу Polybrush — простоту работы для художников, убежден Кораблев: «Программист может не увидеть какие-то варианты использования программы». С этим мнением согласен основатель школы компьютерной графики RealTime, организатор профильной конференции CGEvent Сергей Цыпцын: «Главное преимущество Polybrush — в разговоре программы и художника на одном языке».

Однако сольная работа над проектом имеет свои недостатки. Например, около года назад обнаружилась проблема с драйверами Nvidia, из-за этого программа работала очень медленно с некоторыми видеокартами. «Все решалось несколькими строками кода, но я этого не знал, и некоторым пользователям редактор показался переполненным ошибками», — сокрушается Кораблев.

₽500 тыс. привлек создатель программы Polybrush Арсений Кораблев от Фонда содействия инновациям

Зимний ребрендинг

Главное конкурентное преимущество Polybrush — в простоте освоения, рассказывает Сергей Цыпцын. «Если взять аналог — 3D-редактор ZBrush, то при первом знакомстве у пользователя случается приступ паники и ужаса, там параноидальный интерфейс. А в Polybrush все на своих местах: кривая освоения очень плавная», — рассуждает эксперт.

ZBrush вообще самая частая аналогия с продуктом Кораблева. Сам автор Polybrush вспоминает, что разработчик ZBrush, компания Pixologic, даже выходила на него сразу после выпуска первой версии редактора. Но никаких конкретных предложений не последовало. Представители Pixologic на вопросы журнала РБК не ответили.

Так или иначе, чтобы избежать путаницы с конкурентом, в третьей версии Polybrush будет переименован. Бета-версия программы носит название Teya. Официально ребрендинг Кораблев хочет объявить на презентации в ходе конференции CGEvent в декабре 2018 года.

В новой конфигурации продукта он обещает интегрированные уроки (курсор будет сам скользить по панели инструментов и показывать примеры того, как можно работать с программой) и долгожданную версию для компьютеров Mac. Создание последней у Кораблева занимает особенно много времени — раньше у него не было опыта программирования для продукции Apple. Но потребность была очевидна: разработчик рассылал студиям 3D-моделирования «холодные письма», из которых выяснилось, что именно в сегменте пользователей Mac позиции Polybrush особенно слабы. Тем же методом слепого исследования рынка Кораблев ведет статистику проектов, в которых художники используют Polybrush. Из необычных вариантов ему запомнилась разработка видеоряда для концертов и вечеринок.

Опрошенные журналом РБК художники рассказали, что слышали о Polybrush, но подтвердили низкую востребованность программы в российской 3D-индустрии. «Все наши художники слышали о плагине для Unity, а о программе — единицы. В работе ее не используют»,— рассказал директор по стратегии Pixonic Никита Гук. C ним согласен дизайнер Данил Криворучко: «Не знаю никого, кто бы работал в Polybrush. Все [в России] используют стандартный пакет: 3DMax, Maya, Modo». По мнению Криворучко, для успеха Polybrush необходимо предложить пользователям «что-то существенно отличающееся от конкурентов, но востребованное в индустрии».

Кораблев не боится критики — он считает, что «если бы каждый раз слушал критику и переделывал программу, то так бы ее и не выпустил». Разработчик также не исключает, что Polybrush в будущем получит финальную версию и потребует только технической поддержки. «Разработка интереснее [чем просто рисовать], да и в дизайн я могу вернуться в любой момент», — заключает он.

Фото: Polybrush, из личного архива Арсения Кораблева

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плата за проезд Плата за проезд

Китай готов потратить на новые транспортные коридоры $1 трлн

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Туристические летчики Туристические летчики

За счет чего чартерная авиакомпания Royal Flight увеличила выручку в 4 раза

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Взлет «Бристоля» Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «Бристоль» растет в среднем на 114% в год

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу» Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу»

Как «Яндекс» купил компанию «Партия еды»

РБК
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Деньги коллекционера Деньги коллекционера

Распущенные волосы, тысяча долларов мелочью и другие нумизматические сюжеты

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров

Когда вы смотрите в зеркало, что вы видите?

Psychologies
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Открыть в приложении