В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

РБК

Элементы — Технологии

Искусство на ощупь

В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

Текст: Анна Левинская

Главное правило посещения всех музеев мира — не прикасаться к экспонатам. За его исполнением следит «армия» музейных смотрителей, которые пресекают любые попытки даже подойти слишком близко к прекрасному. В ноябре 2016 года в России впервые открылась выставка «Видеть невидимое», на которой трогать картины — необходимость.

Технология Didu, разработанная компанией Estudios Durero позволяет создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться и делает искусство доступным для незрячих людей

Инклюзивная экспозиция представлена в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина, состоит из шести репродукций — «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо. На картине Шардена изображен стол художника с разбросанными на нем вещами — атрибутами искусства. У репродукции, представленной в российском музее, заметно, что изображение не плоское, а выпуклое: при прикосновении, например, к статуэтке бога Меркурия, возникает ощущение, что трогаешь мрамор. Палитра, свитки чертежей, ящик для красок и готовальня — все предметы искусства, изображенные на картине, имеют как свою текстуру, так и разную высоту выпуклостей. «Видеть невидимое» рассчитана в первую очередь на посетителей с нарушениями органов зрения. Выставка сопровождается аудиогидом с записанной речью актера Евгения Миронова, подписи к картинам и информационные буклеты продублированы азбукой Брайля.

Спонсором выставки в Пушкинском музее стал Сбербанк. Как рассказал журналу РБК представитель финансовой организации, банк вложил в проект около 10 млн руб. — в эту сумму входит стоимость производства картин и организация выставки.

Фотографии произведений подверглись «специальной обработке», текстура и другие особенности изображения подобраны исходя из важности для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми, говорит собеседник из Сбербанка. Все объемные изображения «воспроизведены максимально близко к оригиналам, поскольку подобные выставки привлекают не только посетителей с нарушениями зрения. «Именно поэтому классическая технология 3D-печати не подходит для наших картин», — объясняет в разговоре с журналом РБК Кристина Веласко, представитель компании Estudios Durero, создавшей экспозицию «Видеть невидимое».

Испанская студия делает тактильные картины по технологии рельефной печати Didú. Большую часть «ингредиентов» студия держит в секрете.

В общих чертах это выглядит так: картины печатаются на алюминиевых листах — на них послойно наносятся полимеры, необходимые для тактильной стороны, а в результате специально вызванных химических реакций вещества приобретают различные заданные текстуры, пояснил представитель компании в разговоре с журналом РБК.

Все изображения печатаются на принтере, разработанном специалистами компании Canon для Estudios Durero. Эффект мазков краски на картинах достигается благодаря «высокой точности позиционирования печатной головки», объяснила представитель Canon в России Эльмира Алиева. Других технологических особенностей печати она не раскрыла. Для Estudios Durero это не первый опыт создания тактильных картин. Компания на постоянной основе ведет подобный проект для национального испанского музея Prado: например, изготовила для выставки Touching the Prado репродукции картин Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и др., рассказала Кристина Веласко.

Саму идею создания выставки «Видеть невидимое» директор Пушкинского музея Марина Лошак привезла как раз из мадридского Prado.

Срок изготовления каждой картины индивидуален, речь идет о нескольких месяцах работы, объясняет Веласко. «Для создания репродукции нам нужен контекст изображения и наиболее важных элементов в композиции, поэтому мы погружаемся в историю создания картины, изучаем другие работы автора», — рассказывает представитель Durero.

Специалисты компании изучают оригиналы, выставленные в музеях, сравнивают их с полиграфическими репродукциями. Затем разрабатывается объемная модель с разным уровнем рельефа и печатаются изображения, а на финальном этапе приглашаются сторонние эксперты-искусствоведы для оценки картин и консультанты с нарушениями зрения.

По окончании выставки в Пушкинском музее в феврале 2017 года экспозиция поедет по России. Первым городом в туре станет Екатеринбург.

Фото: Артем Голощапов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении