Выбор в их пользу
Бокс или фехтование, балет или художественная школа? Рано или поздно в большинстве семей встает вопрос о дополнительных занятиях. Но что же выбрать? На что должны опираться родители и дети при решении этого вопроса?
Каждый из нас, родителей, хочет для ребенка самого лучшего как в детстве, так и в последующей взрослой жизни. Часто с момента появления младенца на свет родственники уже намечают, в какие кружки, секции и школы он пойдет в будущем. Но потом повзрослевшие дети часто упрекают родителей в том, что занимались не тем, чем хотелось.
В одни ворота
«В школьные годы я страстно хотел заниматься музыкой, – рассказывает 45-летний Роман, молекулярный биолог, – школьный учитель по этому предмету поддерживал мое желание, считал, что у меня способности. Но родители сочли, что это баловство. В музыкальную школу меня пришлось бы возить, а взрослые занимались более важными делами. К тому же моя двоюродная сестра, окончив музыкалку, больше ни разу в жизни не села за инструмент – по тем временам очень дорогой, за который много лет платили кредит…» Почему дети часто вынуждены заниматься тем, что им неинтересно (а что интересно – тем не занимаются)?
Возможно, дело в том, что подобный выбор – односторонний. Мы часто исходим из установки «я знаю, что ребенку нужно». Решаем за него, что и когда ему делать. И тогда дети становятся заложниками нашей взрослой системы ценностей, и у них не остается времени для игры в классики и резиночки на асфальте у подъезда – не говоря уже о том, что дети давно не гуляют во дворе сами по себе, без присмотра.
Кто во что горазд
Как не ошибиться с выбором занятий для ребенка? Обратить внимание на его склонности и желания, но также учесть и его темперамент, считает психолог Евгения Этерман.
• Активных и решительных детей часто приводят в спортивные секции. Дать выход их неуемной энергии помогут плавание, легкая атлетика, лыжи – а вот от бокса и единоборств лучше отказаться, чтобы не провоцировать агрессию.
• Сангвиники – дети-заводилы, дети-выдумщики – имеют одну общую черту: часто их интересы не сфокусированы, им нравится все подряд, они не терпят рутины. Выходом может быть театральная или танцевальная студия. Там они смогут избегать «повторения пройденного» и каждый раз решать новые творческие задачи. Для таких детей полезны командные виды спорта – так сможет реализоваться их склонность к лидерству.
• Неторопливым и молчаливым, не слишком подвижным детям можно предложить занятия по конструированию, моделированию, керамике, шитью. И для них подойдут как раз борьба и единоборства – это возможность преодолеть собственные комплексы.