Вредные советы для (не)творческих родителей
Иностранный язык с пеленок, теория раннего развития, практики креативности для дошкольников… Кажется, современных детей начинают обучать еще в утробе матери. Но всегда ли это полезно? У педагога-новатора Димы Зицера, как всегда, особое мнение.
Psychologies: Как развивать творчество?
Дима Зицер: Я не до конца понимаю, как это, когда говорят: «В детях нужно развивать какое-то определенное качество». Зачем? Если ребенка окружают люди, которые этим качеством обладают, то оно востребовано в семье, его родителями и, следовательно, им самим. В такой атмосфере все происходит само собой. В этом смысле развивать детское творчество – выдуманная история. Я бы говорил о том, что мы взаимодействуем с миром творчески: под «мы» я имею в виду и папу, и маму, и бабушку, и дедушку, и ребенка. Это значит, что мы мыслим образно, у нас принято обсуждать то, что произошло, что мы прочитали или услышали. И чтобы выразить себя, мы пользуемся дополнительными инструментами. Пианист садится за фортепиано. Кто-то создает артефакт. Можно ли это назвать умышленным развитием творчества? Думаю, что нет.
Но ведь этим озабочены многие родители. Драмкружок, кружок по фото…
Д.З.: Это не родители озабочены. Это родителей невротизируют. Раннее развитие – прекрасный проект для зарабатывания денег. Я не говорю обо всех, кто предлагает такую услугу, как о хапугах. Но к некоторым вещам невозможно отнестись серьезно. Например: «Английский до года» – тут я только развожу руками. Но я понимаю, что родитель, видя такое объявление, ругает себя: «Другие дети в 10 месяцев уже английский изучают, а что ж я за мама, что ж я за папа такой, я забросил ребенка!» И пошло-поехало. Но когда в порыве родительского усердия мы хотим засунуть ребенка и туда, и туда, и туда, то обслуживаем собственное «Я», а не ребенка.
Но мы же хотим показать ребенку разные занятия, чтобы потом, повзрослев, он уже выбрал сам?
Д.З.: Представьте себе, мама говорит: «Я покажу ему, что можно рисовать». Ребенок говорит: «Я не хочу рисовать». Мама: «Нет, мы пойдем!» Чему она его учит?
Переступать через свое «хочу»?
Д.З.: Конечно. Осознанность не нужна, показывает она. Сильный может заставить слабого делать то, что считает нужным. Вот такими благими намерениями и вымощена та самая дорога в ад. Но не будем прыгать в другую крайность. Значит ли это, что надо сидеть дома? Нет! Но человек в четыре года абсолютно способен выбирать. Он делает это иначе, чем взрослый, у него не хватает инструментов выбора, и надо ему помочь, сделать его сильнее. Пойти с ним туда, куда идем сами, и так, чтобы ему было понятно, зачем он туда идет. И если там человеку четырех лет прикольно узнавать, как образуется цвет, форма, как рождается настроение, значит, он приобретает инструменты, чтобы лучше себя выражать, полнее взаимодействовать с действительностью. Вот тогда это крутая история! А если ребенок идет туда, потому что так считает мама, то никакого творческого послания в этом нет. Я абсолютно не верю, что творчество может рождаться в среде, которая сама по себе так не живет. Если мои интересы – пивасик под КВНовские шутки, то творчество из этого не родится.