Разбираемся в запутанной истории Skoda

4x4 ClubАвто

125 лет компании Skoda

Текст Георгий Варфоломеев

В бездорожье лет...

В этом году исполняется ровно 125 лет с того момента, как два Вацлава – Лаурин и Клемент – основали в Млада-Болеславе компанию по производству велосипедов и мотоциклов Laurin & Klement. Произошло это в 1895 году. Вы спросите: почему тогда сегодня мы отмечаем юбилей Skoda, а не L&K?.. История эта запутанная, и, чтобы в ней разобраться, давайте перенесёмся ещё дальше, в 1859 год, в котором некий Эрнст фон Вальдштейн-Вартенберг основал машиностроительный завод в Пльзене. Надо сказать, деловая хватка у него оказалась не очень, и уже в 1869-м завод выкупил Эмиль Риттер фон Шкода, ранее работавший на нём главным инженером. Он сразу же принялся расширять производство, да так лихо, что уже в начале XX века предприятие превратилось в огромный концерн. На его многочисленных заводах выпускали всё: от пулемётов и пушек для линкоров до паровых котлов для кораблей и паровозов. В конце концов, Skoda превратилась в основного оружейного поставщика Австро-Венгерской армии, в которую в то время входила и Чехия. Не хватало только автомобильного производства, но путь к нему оказался неожиданно непростым. Удачной стала лишь третья попытка. Про две другие теперь даже не вспоминают.

Вместе с Daimler

А первой попыткой можно назвать приобретение Skodawerke AG компании Austro-Daimler, австрийской дочки Daimler-Motoren, за четыре года до этого получившей независимость от материнской компании (8 июля 1913 года Карл Риттер фон Шкода вошёл в её совет директоров). Используя передовые немецкие технологии, Austro-Daimler в 1904 году построила первый полноприводный бронеавтомобиль, а затем вместе со Skoda был разработан тяжёлый артиллерийский тягач М17 (4х4), мелкосерийное производство которого запустили в 1916 году. Он создавался под руководством Фердинанда Порше и предназначался для перевозки 305-мм мортиры Skoda в разобранном виде (мортиру и снаряжение укладывали на автопоезд из нескольких прицепов общей грузоподъёмностью 24 т). М17 оснащался четырёхцилиндровым бензиновым мотором объёмом 13.5 л и мощностью 80 л.с. Привод передних колёс осуществлялся при помощи конической передачи. Колёса диаметром 1,5 метра со шпорами-грунтозацепами обеспечивали неплохую проходимость, хотя такое решение было вынужденной мерой – из-за морской блокады в Австро-Венгрии не хватало сырья для производства резины. Расход топлива при полной нагрузке был просто чудовищным – около 300 литров бензина на 100 км, а максимальная скорость – 14 км/ч.

1916. Артиллерийский тягач Skoda Austro-Daimler M17 (1916)

Уголь лучше бензина!

После окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи пути Skoda и Austro-Daimler разошлись. Используя военные наработки (причём не австрийские, а чешские фирмы Praga), Skoda в 1920 –1923 годах выпустила 152 заднеприводных тягача типов «U» и «Z». Они оснащались нижнеклапанными бензиновыми моторами 7.5 л (52 л.с.) и 11.2 л (80 л.с.). Задние мосты были с блокировкой дифференциала, а модель «Z» – ещё и с понижающим редуктором. Эти образцы технической мысли пошли на вооружение артиллеристов. В том же 1923 году чешские инженеры подготовили революционный бронеавтомобиль PA-II Zelva. PA расшифровывалось как Pancerove Auto, а Zelva по-чешски – черепаха. Она отличалась настолько смелым аэродинамическим дизайном, что даже сегодня производит сильное впечатление. Обтекаемый бронекорпус делали, естественно, не для рекордов скорости (больше 70 км/ч машина не ездила), а для большей пуленеуязвимости. Кроме того, конструкторы установили сразу четыре пулемёта, позволявших стрелять во все стороны одновременно. Но гораздо важнее, что броневик был полноприводным со всеми управляемыми колёсами. «Черепаха» оснащалась бензиновым двигателем мощностью 85 л.с., который размещался за передней осью. К сожалению, из-за невысокой проходимости чешская армия отказалась от «Черепахи», и из 12 выпущенных экземпляров 9 оказались в полиции, а ещё 3 купили австрийцы. Кроме того, в 1927 году Skoda собрала ещё 24 усовершенствованных броневика PA-III с традиционной башней и упрощённым корпусом.

1923. «Бэтмобиль» 1923 года. Броневик Skoda PA-II, по прозвищу «Черепаха»
1923. Артиллерийский тягач Skoda тип «Z» (1921-1923), модификация с резиновыми колёсами

Межнациональный конфликт

А теперь снова вернёмся в 1895 год, когда на свет появилась компания Laurin & Klement. Произошло это из-за бракованного велосипеда Germania, купленного книжным торговцем Вацлавом Клементом в 1894 году. Рекламацию на неисправную машину дилер не принял, так как она была на чешском, а по инструкции жалобы надлежало писать исключительно на немецком. В результате Клемент вспылил и вместе с механиком-изобретателем Вацлавом Лаурином основал собственное производство велосипедов в городе Млада-Болеслава. Дела у новой фирмы пошли неплохо, поскольку качество продукции превосходило немецкое, и в 1899 году L&K построила свой первый мотоцикл, а затем и первый трицикл. К десятилетию компании, в 1905 году, был выпущен первый автомобиль. Предприятие росло. Появилось производство грузовиков, автобусов, стационарных и авиационных двигателей, был налажен выпуск катков и моторных плугов Excelsior (это такой узкоспециализированный трактор). А в 1912 году L&K приобрела автопроизводителя RAF, у которого были свои интересные наработки, например, бесклапанные двигатели Найта.

К сожалению, с началом Первой мировой войны всё производство авто- и мототехники поглотили военные заказы, а после её окончания L&K преследовали неудачи. В июне 1924-го на предприятии произошёл серьёзный пожар, в результате которого фирма оказалась в сложнейшем финансовом положении. Да и модельный ряд требовал срочного обновления, позволившего бы выдержать конкуренцию со стороны компаний Praga и Tatra. Поэтому 27 июня 1925 года L&K объединилась со Skoda. Это произошло 95 лет назад. В результате марку Laurin & Klement упразднили, а вместо неё появилась Skoda Auto. Заодно прекратилось и производство мотоциклов. В январе 1930 года образовалось Независимое акционерное общество автомобильной промышленности (ASAP) с сохранением марки Skoda. Ещё чуть позже была предпринята попытка объединиться и с Tatra, от которой Skoda заразилась идеей хребтовой рамы и задней независимой подвески на качающихся полуосях, но, к сожалению, управленческая неразбериха потопила идею чешского суперконцерна.

Внедорожные эксклюзивы

К середине 1930-х Skoda Auto процветала, поскольку национальные производители были надёжно защищены от американских, германских и уж тем более французских конкурентов заградительными таможенными барьерами. При этом объёмы продаж были не так уж велики. Например, в удачный 1936 год Skoda вышла на первое место в Чехословакии, реализовав 4 990 автомобилей (39 % рынка) и экспортировав ещё 2 180. Неудивительно, что в таких условиях даже партия в сотню штук считалась хорошим заказом. Да и различные прототипы и мелкие серии, особенно армейские полноприводные, появлялись с завидной регулярностью. Например, в 1932 году был выпущен интересный универсальный тягач Skoda KT4 (4х4) с двигателем 7.3 л мощностью 67 л.с. Он мог тянуть как прицепы по дороге (18 км/ч), так и вагоны по рельсам (21 км/ч). Достаточно было заменить колёса. С 1932 года началось производство и армейских трёхосок. Первым стал тип «L» грузоподъёмностью 2 тонны. Он оснащался приводом только на задние колёса и полностью независимой подвеской. Для повышения проходимости использовались блокировки дифференциалов. В те времена подобная техника считалась внедорожной. Двигатель 3.1 л мощностью 66 л.с., скорость – 62 км/ч. За ним появился полноприводный 6L, рассчитанный на 4 тонны, с полностью независимой подвеской (передние колёса – на поперечной рессоре, задние – качающиеся полуоси). Он выпускался до 1937 года. Но высшей точкой развития полноприводной техники Skoda стал трёхосный 6х6 грузовик 6VTP6L с кабиной над двигателем (1936 год). Он оснащался полностью независимой подвеской, бензиновым мотором 8.5 литров мощностью 100 л.с., четырёхступенчатой КП и раздаточной коробкой на две ступени. Грузоподъёмность – 5 тонн. Позже, в 1937 году, появились дизельная модификация 6VTP6L-D (100 л.с.) и тяжёлая версия Skoda 6VTP6-T, также известная как 6К («Колосс»), грузоподъёмностью 11 тонн. С двигателем 12.9 л (175 л.с.) «Колосс» мог тянуть прицеп массой до 34 тонн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Калужский Фёдор — друг Шамиля Калужский Фёдор — друг Шамиля

3 марта исполняется 160 лет знаменитому Манифесту об отмене крепостного права

Дилетант
Знать, что я совершенство! Знать, что я совершенство!

Стоит ли мириться со всеми недостатками своей внешности

Grazia
Audi e-tron. Зарядка раз в неделю Audi e-tron. Зарядка раз в неделю

Audi e-tron – один из самых современных и в каком-то смысле знаковых автомобилей

4x4 Club
Эффект Пляйна Эффект Пляйна

Баварец Филипп Пляйн считает себя мечтателем, а не дизайнером

Robb Report
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки

Волосы – неотъемлемая составляющая имиджа, но как поддерживать их красоту?

Cosmopolitan
Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

Почему так важно поддерживать взрослеющего ребенка

Psychologies
Насколько опасны черные дыры: будущее Земли Насколько опасны черные дыры: будущее Земли

В нашей Галактике существуют миллионы черных дыр массой в несколько солнечных

Популярная механика
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Топ ноутбуков до 50 000: лучшие модели по соотношению цена/качество Топ ноутбуков до 50 000: лучшие модели по соотношению цена/качество

Несколько оптимальных ноутбуков до 50 000 рублей

CHIP
Почему «ворчливый, но любящий дед» Берни Сандерс мог бы побороть Трапа на поле новой искренности (но президентом ему не стать) Почему «ворчливый, но любящий дед» Берни Сандерс мог бы побороть Трапа на поле новой искренности (но президентом ему не стать)

Почему Берни Сандерс все увереннее проигрывает Джо Байдену

Esquire
Как продуктивно и комфортно работать из дома: советы издания AdWeek Как продуктивно и комфортно работать из дома: советы издания AdWeek

Как не потерять в удобстве и получать удовольствие от работы из дома

VC.RU
Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы

Два года назад Тара Вестовер написала мемуары о жизни в семье мормонов

Forbes
7 рекламных роликов в жанре хоррор 7 рекламных роликов в жанре хоррор

Каннибализм, экзорцизм, лоботомия и другая чертовщина в рекламе обычных вещей

Maxim
Лед на Меркурии назвали частично местным Лед на Меркурии назвали частично местным

Она образуется под действием солнечного ветра и высокой температуры

N+1
Квантовые повторители наделили памятью из алмазов Квантовые повторители наделили памятью из алмазов

С помощью этих повторителей можно построить большие квантовые сети

N+1
Cнимите их немедленно! Cнимите их немедленно!

Краткий гид о том, как легко, быстро, а главное, выгодно снять апартаменты

Лиза
Зачем эксцентричный миллиардер-стеклодув потратил $20 млн на «безумный план» спасения медиа Зачем эксцентричный миллиардер-стеклодув потратил $20 млн на «безумный план» спасения медиа

Идея Джима Маккелви — помочь людям, уставшим от фейковых новостей и кликбейта

Forbes
Как создать модный интернет-магазин, разрушая «нормы приличия» Как создать модный интернет-магазин, разрушая «нормы приличия»

Без отчаянного «авангарда» в ассортименте нельзя создать модный интернет-магазин

Forbes
Как сделать Как сделать

Можно ли выглядеть роскошно, несмотря на скромное наполнение косметички?

Cosmopolitan
Роберто Бениньи («Пиноккио»): «Моя семья была настолько бедна, что мы с родителями спали в одной кровати. Но нам словно принадлежал весь мир» Роберто Бениньи («Пиноккио»): «Моя семья была настолько бедна, что мы с родителями спали в одной кровати. Но нам словно принадлежал весь мир»

Роберто Бениньи о том, каково это — во второй раз входить в одну и ту же воду

Esquire
Как сохранить душевное равновесие на карантине. Советы психологов Как сохранить душевное равновесие на карантине. Советы психологов

Как провести две недели карантина без вреда для психики

СНОБ
Каменные джунгли Каменные джунгли

Дом из бетона для страстных коллекционеров современного искусства

AD
Думать меньше — успевать больше Думать меньше — успевать больше

Каждый хоть раз мечтал о лишнем часе в сутках

Psychologies
Дефицитные чернила, или Достать и плакать Дефицитные чернила, или Достать и плакать

Лев Рубинштейн вспоминает время, когда все надо было «доставать»

СНОБ
Чёртова дюжина: почему число 13 так страшно привлекательно Чёртова дюжина: почему число 13 так страшно привлекательно

У боязни числа 13 есть научный термин - трискайдекафобия

Популярная механика
За стеклом За стеклом

Пора разбирать хлам на балконе и готовиться к лету!

Лиза
Как активно пользоваться обоими полушариями? Как активно пользоваться обоими полушариями?

Как развить свои способности и повысить эффективность мышления

Psychologies
Адвокат Евгений Бодров: Что изменится в законе о банкротстве физлиц после выступления Путина Адвокат Евгений Бодров: Что изменится в законе о банкротстве физлиц после выступления Путина

Адвокат о мерах поддержки бизнеса и физических лиц

СНОБ
Как правильно хотеть, чтобы добиться всего Как правильно хотеть, чтобы добиться всего

Без правильной цели невозможно ничего добиться и, главное, — стать счастливым

Forbes
Открыть в приложении