«Даже в мечтах не мог представить такой рост»: какой бизнес бурно развивается во время пандемии
Во втором выпуске программы «Forbes Карантин» Николай Усков встретился с теми, чей бизнес в условиях сложной экономической ситуации продолжает расти, и поговорил с ними о новой экономической реальности, в которой мы все оказались.
Новый участник списка богатейших бизнесменов России по версии Forbes, сооснователь компании Dating.com Group Дмитрий Волков, CEO «Утконос» Дэнни Перекальски, сооснователь и исполнительный директор BestDoctor Михаил Беляндинов и основатель, генеральный директор сервис VCV Арик Ахвердян рассказали о том, как карантин сказался на их компаниях.
Карантин и новая экономическая реальность
Дэнни Перекальски, CEO «Утконос»: У меня смешанные чувства, ведь мы не можем праздновать свои успехи в такие тяжелые для всего мира времена. Но даже в своих самых смелых мечтах я не мог представить, что наш бизнес так резко пойдёт вверх. Первый фактор – потребность в онлайн-магазинах в некоторые дни возрастает от 200 до 400% от прошлых показателей. Однако в марте месяце мы ожидаем прибыль лишь 65%. «Утконос» сегодня задействует все свои ресурсы для удовлетворения клиентского спроса. У нас достаточное количество товара, за последние две недели мы увеличили штат сотрудников на 600 человек. Сейчас нетрудно найти персонал, очень многие остались без работы. Наш рост ограничивает лишь небольшая площадь складов, нам банально не хватает места. Мы планируем расширяться — через 3-4 недели у нас появятся новые склады в Москве и Санкт-Петербурге.
Михаил Беляндинов, сооснователь и исполнительный директор BestDoctor: В моменте ситуация сказалась на нас хорошо. По роду нашей деятельности мы оплачиваем застрахованным клиентам плановую медицинскую помощь. Сейчас мы видим, как люди массово отказываются от каких-то плановых операций, переносят визиты к стоматологу и медикам поликлиники. Сокращаются наши выплаты клиникам, прибыль растет. Только за прошлую неделю маржинальность выросла на 15%. Но все равно мы относимся к этому без особой радости, потому что, конечно, общий рынок упадет. У нас, в основном, клиенты B2B и мы внимательно смотрим за состоянием портфелей, как наши клиенты себя чувствуют в текущей обстановке. Мы скорее больше переживаем не за то, что в моменте происходит, а за то, что будет происходить через месяца три или полгода.
Условный travel явно вымоется или очень сильно сократится. При этом у нас есть, например, OZON и он себя чувствует хорошо, есть и офлайн-ретейл. Мы считаем, что сам спрос на ДМС не упадет, он, наверное, изменится, будет больше потребность в удаленных продуктах, поменяются клиенты.
Арик Ахвердян, основатель, генеральный директор сервиса VCV: За последние две недели наша прибыль выросла на 45%. У нас нет ограничений как у «Утконоса» — мы не зависим от складов, курьеров и прочих особенностей онлайн-торговли. Мы можем быстро увеличивать наши мощности. Однако нельзя не отметить, что рынок HR, на котором мы работаем — это территория, которую ожидают большие потрясения. Идёт кадровое переформирование – многие компании сокращают сотрудников, заработную плату. Мы прогнозируем некоторую стагнацию в индустрии найма в ближайшем будущем. Мы стараемся диверсифицировать наши продукты, если раньше нас ассоциировали исключительно с наймом персонала, то сейчас мы рассматриваем возможности использования наших продуктов для обучения. Мы бесплатно предоставили вузам и школам тестовый продукт, благодаря которому они могут осуществлять тестирование учащихся в формате видео и текстов. МГУ, ВШЭ и ряд других образовательных учреждений уже используют этот инструмент. Для нас это и социальная миссия – мы понимаем, что сегодня не можем предоставить основной продукт бесплатно, но в той ситуации в которой оказалась система образования – мы можем помочь.
Мы не планируем зарабатывать на образовательных учреждениях. Сейчас сложно прогнозировать, но у нас ситуация точно более стабильная, нежели в тревел-индустрии. В связи с последними событиями у нас появилось несколько новых крупных клиентов – это добывающие компании, работающие в России и за рубежом. У них сейчас есть потребность дистанционного набора сотрудников. Есть также компании, которые планировали, но отказались от покупки наших продуктов – аэропорты, несколько компаний из travel-индустрии. Довольно активен ретейл, образовательные площадки, которые используют нас для отбора педагогов.