Мы въезжали в Анголу из Намибии, пересекая разделяющую страны реку Кунене

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ангола

Текст Алексей Камерзанов

Каландула - второй по величине водопад Африки. Первый - Виктория, на границе Замбии и Зимбабве

Итак, как всегда, мы начали с ассоциаций. До пересечения нами границы Ангола в моём представлении была связана с постоянной борьбой за независимость: УНИТА, МПЛА-Партия труда, возбуждённые люди с «калашниковыми» и голос за кадром, сурово осуждающий мировой империализм. Ну и, само собой, ангольская народная песня «Володя» с саундтрека к пелевинскому роману «Священная книга оборотня». Бороться со стереотипами ой как непросто! Между тем война закончилась тридцать лет назад, и это давно уже не та Ангола, которую так активно поддерживал дорогой Леонид Ильич.

Ангольский агитпром
в деталях
копировал советский.
С учётом специфики
разумеется

Вообще за свою историю Ангола повидала немало войн и всевозможных колонизаторов. Первыми, ещё в XV веке, были португальцы, но потом инициативу у них перехватили голландцы. После португальцы вновь взяли эти земли под свой контроль, а в конце XIX века Португалия, Бельгия, Германия и Англия заключили соглашение, окончательно определившее современные границы Анголы. В 1975 году страна стала независимой, правда, особого счастья ей это не принесло. Началась гражданская война, в которой просоветская Партия труда противостояла прозападному УНИТА. СССР, разумеется, оказывал всестороннюю поддержку молодой независимости. В войну ввязались Конго, ЮАР и Куба. Битва при Квито-Кванавале в 1988 году стала переломной, и войска ЮАР покинули Анголу, хотя окончательно военные действия закончились только в 2002 году.

На юге Ангола граничит с Намибией (откуда мы въезжали). Страны разделяет река Кунене, текущая строго с Востока на Запад, где впадает в Атлантику. У нас был выбор: ехать как все нормальные путешественники по трассе EN110 до города Лубанго или пробираться по мелким, необозначенным на карте дорогам через национальный парк «Иона» и выйти на океанское побережье. Последний вариант манил своей непредсказуемостью, а мы обычно едем там, где за год проезжают считанные единицы искателей приключений.

Планы

Обычно в «Иону» попадают с севера, со стороны столицы Луанды, мы же двигались с юга. Вероятно, поэтому Google Maps сразу отказались нам помогать. На них изредка просматривались какие-то тропинки, но все они, как правило, неожиданно обрывались. Судя по немногочисленным отчётам, дороги в тех местах всё же были, правда, просёлочные и мало где обозначенные. В намибийском Людерице глава местного офф-роуд клуба, много путешествующий по Анголе, предупреждал нас:

- Вам нужны GPS-данные, потому что сложность тамошних дорог в том, что иногда их просто не видно. Достаточно пропустить поворот, и вы уже не сможете сориентироваться. Вот вам наш трек, самая главная часть.

Так что теперь мы были вооружены прописанным маршрутом. Очень хотелось пройти по самому берегу Атлантики, где песчаные дюны выходят к океану. Но для этого нужно чётко знать время прилива и отлива. Те, кто забывал об этом, не могли преодолеть 30-километровый участок шириной всего в несколько метров – их просто накрывало волнами. А иногда машины и вовсе тонули. Кроме того, европейцы писали, что южные районы довольно плотно заселены племенами химба, и это нужно учитывать. Хотя химба обычно и не проявляют агрессии, бывает всякое.

Племена химба очень дружелюбны. Мы тоже старались одарить всех, кого могли

На погранпереходе «Руакана» никого, кроме нас и пограничников. Парни скучают. Судя по всему, здесь проезжает всего несколько автомобилей в день. Сборы нужно оплатить в местной валюте, в ангольских кванзах, но обменника на границе нет. Ближайший в Лубанго, до которого почти тысяча километров. Нужно помнить, что в Анголе, как и во многих нестабильных экономиках, есть два курса: официальный и реальный. Официальный – около 400 кванз за доллар, реальный – около 600. С трудом мы уговорили взять намибийские доллары по официальному курсу, иначе просто не въехать. Но вот штампы проставлены, паспорта проверены – и мы в Анголе.

Жара и пустыня остались позади. Мы в тропиках на высоте 2000 метров. Из-за плотнейшего тумана пришлось остановиться и ждать, пока он немного рассеется

Ангольская глушь

Нас встречает грунтовка вполне приличного качества. Широкая и пустая. Всё не так плохо. Однако большая дорога скоро заканчивается, и трек ныряет в неприметную рощу. Сначала мы воспринимаем это как ошибку навигации, но нет, это как раз один из тех поворотов, о которых нас предупреждали в намибийском офф-роуд клубе. Без приборов его практически не обнаружить. На дороге повсюду пеньки от срубленных кустов. Рубили топором наискось, поэтому такая штука легко распорет шину. Буквально через мгновение рация оживает: «Ребята, тормозим, мы порвали покрышку». Только заехали – и минус колесо. Ремонт возможен только в Лубанго, до него по пути ничего не будет, а впереди длинный и очень непростой маршрут.

На дороге всё чаще появляются люди из племени химба. Одеты они в свои привычные одежды: женщины топлес, в бусах и юбках, а дети просто в набедренных повязках. Ах, какое это приятное зрелище после Эфиопии! Там наша поездка к якобы диким племенам мурси превратилась в сплошной фарс. Каждый «дикарь» понимал, что белому человеку нужно, поэтому все вокруг кричали: «Фото – файв бырр, видео – тэн бырр…» Бырр – это эфиопские деньги. В общем, ребята неплохо преуспели в коммерции.

Здесь же картина была совсем иной. Аборигены с опаской подходили к машинам и просто смотрели. Никто ничего не требовал и не говорил. Просто смотрели. По собственной воле мы раздавали детям ручки и тетрадки, а взрослым одежду, которую привезли специально. Было понятно, что белый человек здесь – настоящий эксклюзив.

Попадались и небольшие поселения химба. Сначала мы удивлялись: откуда у них такие аккуратные строения и новые ручные водокачки? Оказалось, всё это строилось в рамках программы Евросоюза, поэтому и выглядело хорошо. Кстати, воде из колонки мы были очень рады – в таких условиях её много не бывает. Весь день на термометре больше + 40 градусов, но к пяти вечера на всех трёх машинах появляется рекордная цифра – +50˚C! Но воздух довольно сухой, и мы уже адаптировались к жаре. Для полноценной работы кондиционера нужно, чтобы машина двигалась. Если остановиться хотя бы на пару минут, в салоне становится жарко.

Национальный парк "Иона". Вот так выглядит стирка на горячих источниках.

Мы постоянно пересекаем русла высохших рек, и судя по высоте берегов, в сезон дождей тут несладко – поток метровый глубины легко утащит за собой любой внедорожник. А сейчас тишину нарушают только скрип камней, по которым мы карабкаемся, да хруст сухих веток, оказавшихся на пути. Пейзаж крайне однообразен. За первый день наша команда преодолела 200 км, за второй – 150. Это с учётом того, что вставали мы в шесть утра, стартовали в восемь и ехали до заката. Причём к концу дня и водителей, и пассажиров изрядно мутило: вверх-вниз, вправо-влево, карабкаемся по камням... И всё повторяется снова и снова. Лагерь надо было ставить быстро, потому что солнце в этих краях падает за горизонт в мгновение ока. Иногда недалеко от палаток можно было обнаружить скорпионов, которых, последний раз, я видел в Средней Азии. Приходилось тщательно закрывать наши походные жилища, тем более что тут водятся не только скорпионы, но и змеи. В кустах появлялись химба, в основном подростки и женщины. Они смотрели на нас издалека, не рискуя подходить ближе сотни метров. На их лицах блуждали улыбки, и они увлечённо обсуждали наше появление. Осмотрев на одной из стоянок свой Hilux, я обнаружил, что выхлопная труба проржавела и отвалилась по сварному шву. Надо будет заварить в первом большом городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна

Рассказываем о важном проекте «Съесть слона» вместе с его создателями

GQ
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
Ретинол для лица: полная инструкция и лучшие кремы с ним Ретинол для лица: полная инструкция и лучшие кремы с ним

Вокруг ретинола ходит немало слухов и сомнений

Cosmopolitan
Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne Золотые мили. Первое поколение Porsche Cayenne

Стоит ли сейчас покупать Porse Cayenne?

4x4 Club
Космологический обзор помог найти 139 новых транснептуновых объектов Космологический обзор помог найти 139 новых транснептуновых объектов

Астрономы представили каталог транснептуновых объектов

N+1
Cadillac XT6. Три ряда максимальных возможностей Cadillac XT6. Три ряда максимальных возможностей

Зачем Cadillac понадобился ХТ6, чем он отличается от следующего за ним Escalade?

4x4 Club
Модная надежда Модная надежда

В чем различие между любовью к одежде и к моде в целом

Grazia
Hyperion. Проект внедорожной «эмки» Hyperion. Проект внедорожной «эмки»

При создании Hyperion ни одна из раритетных «эмок» не пострадала

4x4 Club
Как Китай возвращается к нормальной жизни после карантина Как Китай возвращается к нормальной жизни после карантина

Спустя 2,5 месяца после вспышки болезни жизнь в Китае приходит в норму

РБК
УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку УАЗ «Патриот». Курочка по зёрнышку

Как показал себя в реальной эксплуатации автоматизированный УАЗ «Патриот»

4x4 Club
По теории струн нанесен серьезный удар По теории струн нанесен серьезный удар

Астрономы не смогли обнаружить гипотетические частицы, называемые аксионами

Популярная механика
Из какого класса? Из какого класса?

Большой седан Kia K900 очень хочет попасть в высшее общество

АвтоМир
Знать, что я совершенство! Знать, что я совершенство!

Стоит ли мириться со всеми недостатками своей внешности

Grazia
LADA XRAY Cross AT. Самое важное — это трансмиссия LADA XRAY Cross AT. Самое важное — это трансмиссия

Сегодня ребята из Тольятти всеми силами пытаются сломать стену стереотипов

4x4 Club
Как не пьянеть, когда нужно много пить: 11 подсказок, чтобы не краснеть утром Как не пьянеть, когда нужно много пить: 11 подсказок, чтобы не краснеть утром

Трюки, которые помогут пережить бурную ночь

Playboy
Mitsubishi Outlander. Просто, зато по-честному Mitsubishi Outlander. Просто, зато по-честному

Mitsubishi Outlander — нестареющая классика

4x4 Club
Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи

Вспышка фотокамер может сыграть с твоим макияжем злую шутку

Cosmopolitan
Что происходит с Полярной звездой Что происходит с Полярной звездой

Результаты измерений звезды массы разными методами существенно отличаются

Популярная механика
Как часто стоит писать девушке, если вы только что познакомились? У нас есть ответ Как часто стоит писать девушке, если вы только что познакомились? У нас есть ответ

Вопрос практически на миллион

Playboy
Как чебоксарец с друзьями создал самый дорогой образовательный стартап в России Как чебоксарец с друзьями создал самый дорогой образовательный стартап в России

Всего несколько лет назад офис Skyeng был в съемной квартире в Долгопрудном

Forbes
Как продуктивно и комфортно работать из дома: советы издания AdWeek Как продуктивно и комфортно работать из дома: советы издания AdWeek

Как не потерять в удобстве и получать удовольствие от работы из дома

VC.RU
Ин и янь: покраска волос двумя цветами Ин и янь: покраска волос двумя цветами

Какие оттенки предлагают сочетать колористы и кому подойдёт такое окрашивание

Cosmopolitan
«Люблю, а королем не буду!»: самые известные брачные скандалы Виндзоров «Люблю, а королем не буду!»: самые известные брачные скандалы Виндзоров

Любовные скандалы — неотъемлемая часть истории британской королевской семьи

Cosmopolitan
Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства

Отправим тебя в Древний Египет, чтобы ты уже сам сориентировался на местности

Maxim
Елена Николаева: «Я нашла свою идеальную форму и будто замерла в ней» Елена Николаева: «Я нашла свою идеальную форму и будто замерла в ней»

Елена Николаева — о семье, штопке и фирменном способе соления лосося

Худеем правильно
Весна в заповедной степи Весна в заповедной степи

Не по дням, а по часам в застывшие природные «апартаменты» вливается свет

Наука и жизнь
Стрельба втемную Стрельба втемную

Эта история российского стрелка Влада Лобаева началась с ролика на Youtube

Популярная механика
Весеннее равновесие в аюрведе: продукты и специи, которые следует добавить в рацион Весеннее равновесие в аюрведе: продукты и специи, которые следует добавить в рацион

Здоровый рацион весной

Yoga Journal
История о том, как чисто английская разновидность футбольного хулиганства распространилась на весь мир История о том, как чисто английская разновидность футбольного хулиганства распространилась на весь мир

Возникновение, расцвет и угасание движения «фирм» в Англии

Maxim
Открыть в приложении