Долго ли, коротко ли
Любовь длится три года? Или семь лет? А как насчет «долгоиграющих» союзов, где партнеры и в старости чувствуют себя вполне счастливыми? Поразмышляем о сложностях и противоречиях совместной жизни вместе с экспертами.
Сколько мы будем вместе? Вряд ли отыщутся влюбленные, которых не тревожил бы этот вопрос. «Я дважды была замужем, и оба раза на шестой год все кончилось разводом, – рассказывает 38-летняя Валентина, – но я не теряю надежды встретить того, с кем смогу прожить всю жизнь». От чего зависит продолжительность наших отношений? Биологические законы утверждают, что романтическое чувство — скоротечный химический процесс, рассчитанный на три года. Наше физическое влечение к объекту страсти связано с повышенными тестостероном и эстрогеном, влюбленность – с дофамином, норадреналином и серотонином. «Химические процессы, которые происходят в мозге, словно ослепляют нас, – рассказывает нейробиолог Люси Венсан (Lucy Vincent). – Мы не замечаем недостатков друг друга, ощущаем целостность и полноту и эмоционально зависим от партнера».
Сила этого чувства миллионы лет позволяла паре оставаться вместе ради выживания ребенка, а спустя примерно три года оно угасало. «Страсть, романтическая влюбленность непременно заканчиваются, – комментирует антрополог Хелен Фишер (Helen Fisher), которая почти полвека исследовала природу любви. – Наш организм просто не приспособлен к тому, чтобы долго жить накалом страстей – это энергетически очень затратно». Переставая получать «поддерживающие» сигналы мозга, мы будто пробуждаемся: спутник больше не кажется нам неотразимым, напротив, неожиданно мы обнаруживаем в нем множество недостатков. Создается впечатление, что нас обманули или мы ошиблись в выборе. А поскольку партнер в этот момент переживает примерно то же самое, появляется опасность разрыва. Взаимные упреки, неудовлетворенность, претензии подтачивают отношения. И это лишь один из факторов риска.
Многосторонний обмен
Одной только химии недостаточно для объяснения успеха или неудачи в отношениях. Личный и социальный опыт значит ничуть не меньше. Ведь совместная жизнь многогранна.
Двое взаимодействуют как экономические партнеры – ведут совместное хозяйство, добывая средства к существованию и поддерживая общественный статус пары. Они также вступают в сексуальный контакт, сближаясь телесно и эмоционально. Кроме того, двое объединяются на бессознательном уровне, когда вступают в диалог их фантазии, тревоги и механизмы защиты. Наконец, каждый из партнеров реализует себя, свою индивидуальность – как в семье, так и в отношениях с другими людьми. Все эти уровни образуют сложную систему.
«Совместная жизнь запутанна и неоднозначна уже по определению, – замечает психоаналитик и антрополог Эрик Смаджа (Éric Smadja). – Не только потому, что мы потенциально склонны к конфликтам и критически настроены друг к другу. Каждый из партнеров проходит через бурные переломные моменты. В числе таких критических этапов я могу назвать начало совместного быта, социализацию: знакомство с друзьями и с родственниками с обеих сторон, рождение ребенка: переход в статус родителей и так далее. Эти кризисы могут травмировать как мужчину, так и женщину».
Выдерживать ненависть
Еще одна трудность совместной жизни – в нашем иллюзорном представлении о том, что реальные, живые отношения должны быть основаны только на любви. «Чувства всегда амбивалентны, – объясняет психоаналитик Светлана Федорова. – В отношениях есть место и ненависти, и отвержению. Для многих из нас эта мысль неприемлема: как можно испытывать добрые чувства к другому после того, как ты его возненавидел? Лучше свои негативные эмоции всячески скрывать, маскировать, чтобы партнер о них не догадался. В действительности от того, насколько способны партнеры справляться с этой амбивалентностью – выдерживать (иногда) отвращение друг к другу и при этом продолжать любить, – во многом зависит прочность их союза».