Может ли нам быть хорошо, когда все плохо?
Социальный кризис, глобальное потепление, пандемия… Все это не очень располагает к оптимизму. Как сохранить хорошее настроение, если события внушают тревогу?
Когда в СМИ множество специалистов, от экологов до вирусологов, предупреждают нас о возможных катастрофах, а рядом теряют работу или болеют наши знакомые и друзья, трудно не растеряться, даже если непосредственно нам самим ничто не угрожает. «Зарплата меня устраивает, дети растут, и в семье все неплохо, но у меня нет уверенности в будущем», – жалуется 40-летний операционист банка Алексей.
Можем ли мы радоваться в таких условиях? «Только в них мы и можем радоваться, – убежден доктор философских наук Анатолий Кричевец, – потому что никаких других условий не бывает. Вопрос только в том, насколько мы это осознаем: мир не очень веселое место».
Похоже, история человечества подтверждает этот тезис: произведения, наполненные самым горячим энтузиазмом, были созданы в самые темные времена. Вспомним поэму Лукреция О природе вещей: он утверждает, что душа может обрести покой, если мы сумеем укротить страхи и вредоносные убеждения. Однако в то время, в I веке до нашей эры, было немало кровавых расправ и диктатур. И все же поэт не поддается унынию, а, напротив, предлагает своим современникам мораль, цель которой – безмятежность, а первое правило – перестать ожидать худшего.
Предвосхищая опасности
В любых обстоятельствах мы можем испытать счастье, играя с ребенком, любуясь закатом, поговорив с коллегой на интересную тему, встречаясь с любимым. «Могут быть удовлетворены не все наши потребности, мы можем иметь не слишком много материальных благ и при этом быть счастливыми, – замечает гештальт-терапевт Елена Петрова. – Потому что счастье зависит не от материальных условий, а от того, как мы относимся к жизни». Сегодня открытия нейропсихологии показывают, что реальные события меньше действуют на наше внутреннее состояние, чем личное отношение к ним. На которое, в свою очередь, влияют убеждения.
Было бы жестоко винить безработного, который никак не может найти работу, за то, что он впадает в отчаяние. Страдание никогда не постыдно, и нам не стоит осуждать себя за переживания по причине собственного объективно тяжелого положения. Однако катастрофические сценарии часто ослепляют нас, мешая видеть основания для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Особенно когда мы испытываем тревогу от горестей других (болезни, несчастные случаи, неопределенность на работе, разрывы...) и идентифицируемся с ними, словно мы сами поражены этими несчастьями или неизбежно подвергнемся им. Эту неблагоприятную предвзятость психологи называют иллюзией фокусировки (focusing illusion). Она заставляет нас проецировать себя в жизнь, которая не является нашей, преувеличивать трудности и представлять себе худшее. Но почему вообще это происходит? Поясная кора мозга, чрезвычайно развитая у нашего вида Homo sapiens, побуждает нас просчитывать возможности и предвосхищать опасности. Тут не остается ничего другого, как обращаться к психотерапевту или к мудрости прошлых веков – например, к советам императора Марка Аврелия – мы понимаем, что мы не первые, кто оказался в такой ситуации, и что другие уже задавались этими же вопросами и искали ответы на них.