Взгляд | Большой экран
3 причины посмотреть “Дуэлянт”
1. Рыцарь упрека
Молодой человек в середине XIX века в Петербурге, тонущем в потоках дождей и жирной грязи, гниющем дощатыми мостовыми и нравами, берет на себя дуэльные обязательства местных аристократов. Стреляться – дело чести, но отстоять ее кровью не все могут себе позволить. У Яковлева нет чести, он стреляется за деньги. Только материальный стимул и безжалостная рука, не знающая промаха. И еще он, наполовину облаченный в рыцарские доспехи, дает шоу меткости. Для черни он Рыцарь. И это его тайна – он рыцарь, у которого есть, есть честь. Его дворянская честь трагически утрачена, и вся его жизнь – одна монолитная попытка ее вернуть.
2. Невольник чести
Снять детектив-экшн о чести, фильм массового жанра о репутации – акт едва ли не гражданского мужества. Но мужество авторское режиссер Алексей Мизгирев, философ по образованию, демонстрировал всегда – и в милицейской драме «Кремень», и в экзистенциально-криминальном «Конвое». Это было герметично-авторское кино, не идущее на поводу у зрительских клише. Теперь, подобно Кристоферу Нолану, снявшему высоколобый «Помни» и позже рекрутированному Голливудом для комикс-франшиз, Мизгирев перешел в зону высокобюджетного кинематографа. Оставаясь при этом невольником авторской чести.
3. Картина маслом
Авторский взгляд Мизгирева и его требования к изобразительному языку дают в результате невообразимое (без просмотра) изображение фильма. Оно будто создано художником-гиперреалистом, а не художником-постановщиком и оператором. А его второй план сообщает фильму мыслительный объем: кажется, что вот на тех лесах, у которых остановилась карета Яковлева c бароном, мелькнул маляр Николка, злосчастно обвиненный в убийстве старухипроцентщицы, а тот мальчишкаоборванец на гнилых мостках под строящимся мостом непременно вырастет в какого-нибудь горьковского картузника Бубнова…