Душа болит: как и для кого работает российский рынок психотерапии
«Психотерапия нужна каждому!» — этот лозунг звучит в Рунете все чаще. К популярным специалистам выстраиваются очереди. Разбираемся, почему стоимость их услуг порой взлетает до небес и всем ли игрокам рынка стоит доверять.
Весной 2019 года в эфире радио Baltkom известный психолог Михаил Лабковский заявил, что его консультация стоит €1350 за 45 минут. И добавил: такая сумма наверняка найдется практически у любого человека — просто кто-то предпочтет ее отложить на черный день или купить машину, а кто-то решит потратить деньги на услуги психолога и изменить свою жизнь.
За последнее десятилетие Россия сделала большой шаг в сторону принятия того факта, что обращаться за психологической (и психиатрической) помощью нормально. В СМИ регулярно публикуются материалы, объясняющие, как вовремя распознать симптомы ПТСР и почему отношения с родителями требуют критического осмысления. Не остаются в стороне и звезды: рэпер Oxxxymiron в одном из интервью признался, что ему диагностировали биполярное расстройство и даже выпустил трек «Биполярочка», а певица Рита Дакота рассказала, как боролась с послеродовой депрессией.
Вместе с публичной дискуссией начал формироваться и рынок психотерапевтических услуг. Появились сервисы по подбору психологов — «Ясно», Alter, «Мета» — и платформы вроде YouTalk, построенные вокруг онлайн-консультирования. Социальные сети заполонили аккаунты психотерапевтов, психологов и коучей: они проводят авторские марафоны и выпускают «чек-листы». У Telegram-канала «Мозгоправ» (mozgop), автор которого учит, как повысить уровень счастья в жизни и сформировать полезные привычки, более 60 тыс. подписчиков.
Казалось бы: прекрасно, что у россиян с каждым днем появляется больше способов поправить психологическое здоровье. Вот только эта сфера в нашей стране толком не регулируется, и наряду со специалистами, потратившими много лет на обучение, существуют те, кто ведет практику по итогам двухнедельных курсов. В отсутствие внятных стандартов цены за сессию назначаются произвольно, а перечень смежных профессий постоянно пополняется «астропсихологами», «парапсихологами» и даже «ангелотерапевтами».
Психотерапевт или практикующий психолог?
«Объективно оценить, существует ли в России полноценный рынок психотерапии со всеми его атрибутами (спросом, предложением, конкуренцией), на самом деле достаточно сложно, — говорит Ольга Китаина, практикующий психолог, основательница сервиса по подбору психологов Alter. — Не в последнюю очередь потому, что у нас нет однозначного, общепринятого мнения относительно того, кто такой психотерапевт».
Документально в России психотерапевтами имеют право называться врачи-психиатры, которые прошли ординатуру по психотерапии и могут как выписывать пациенту медикаменты, так и использовать в процессе лечения разговорные методики. В западной традиции психологов-практиков, получивших высшее психологическое образование и отучившихся дополнительно на программах по разным видам терапии, также признают психотерапевтами. А поскольку сегодня профессиональное сообщество стремится ориентироваться на европейский и американский подход, возникает путаница в понятиях.
Терапевтических методик тоже немало, и клиенту-новичку не так-то просто в них самостоятельно разобраться. Наряду с классическим психоанализом в перечне услуг современных специалистов существуют:
- Гештальт-терапия, которая исследует человека как единую систему и работает с тем, что он чувствует здесь и сейчас;
- Телесно-ориентированная терапия, основанная на психологическом анализе физических ощущений;
- Когнитивно-поведенческая терапия, направленная на разрушение неосознанных установок, которые мешают нам делать по-настоящему свободный выбор;
- Транзактный анализ, рассматривающий личность как слияние трех эго-состояний — детского, взрослого и родительского;
- Психодрама — групповой процесс, в ходе которого реальные и гипотетические ситуации из жизни человека разыгрываются при участии терапевта и других клиентов;
- Экзистенциальный анализ: как несложно догадаться, он представляет собой практическое переосмысление идей философии экзистенциализма;
- Эриксоновский гипноз, задача которого — мягко ввести клиента в транс и помочь ему погрузиться в глубины подсознания.
В этом списке перечислены лишь основные направления. В действительности их значительно больше, да и разнообразных программ, на которых вас могут обучить той или мной методике, тоже немало. Увы, не все терапевты работают добросовестно, поэтому наличие толстой пачки грамот и сертификатов не всегда говорит о профессионализме. «Отрасль психотерапевтических услуг в нашей стране практически не изучается, — комментирует Ольга Китаина. — Данные о психотерапевтах с психиатрическим бэкграундом еще худо-бедно собирают. Но большинство психологов работают в черную, это абсолютно теневой рынок, и пока не совсем понятно, как его исследовать».
Впрочем, психологи, которые стремятся работать официально, также сталкиваются с препятствиями: по словам Ольги, в ОКВЭДах, кодах деятельности для регистрации ИП и ООО, пункт «Оказание психологических услуг» отсутствует в принципе. Честных представителей профессии это ставит в шаткое положение. Случайным же людям, которые хотят воспользоваться модой на психотерапию и заработать на чужой неопытности, позволяет присваивать себе какие угодно звания — особенно в социальных сетях.
Вопрос внутренних принципов
Именно соцсети сегодня становятся главным полем боя за клиентов практически в любой сфере, и психотерапия не исключение. Психологический портал b17.ru, на котором зарегистрировано почти 33 тыс. специалистов из сотен городов, от Москвы и Петербурга до Нальчика и Миасса, выглядит слишком неказисто по сравнению с яркими, манкими Instagram-шаблонами. Правда, его форум по-прежнему активен: пользователи интересуются у психологов, «почему жены обожают ужасных мужей и ненавидят нормальных», и пытаются вместе разобраться, сколько должен стоить абонемент в секцию по танцам.