«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена
Forbes знает все о дорогих вещах и их владельцах. В новом выпуске «Дорогих штучек» журналист и бизнесвумен Тина Канделаки расскажет о любви банкира Петра Авена к русскому искусству и самых дорогих произведениях из его коллекции
Глава банковской группы «Альфа-банк» Петр Авен прославился вовсе не любовью к роскошным яхтам и бизнес-джетам, а своей страстью к живописи. Следуя традициям российских коллекционеров и меценатов начала 20 века, он собрал поистине уникальные полотна, которые могли бы составить честь любому музею — будь то Эрмитаж или Лувр. Его коллекция русского искусства считается лучшей среди частных.
Любовь к живописи возникла у будущего банкира еще в школьные годы. По словам Авена, в 16 лет он стал завсегдатаем воскресных показов в доме у вдовы художника Роберта Фалька. Она не только рассказывала о полотнах своего гениального мужа гостям, но и предлагала купить некоторые работы. В те годы эти бесценные шедевры продавались за вполне подъемные деньги — около тысячи советских рублей, и юный Петр Авен даже просил отца купить кое-что из картин Фалька. Но у главы семейства Авенов были другие представления о прекрасном.
Банкир смог утолить свою страсть к искусству только в 1990-е годы, когда в стране появилась возможность легально купить огромное количество шедевральных полотен. Свою первую картину он приобрел в 1993 году, это был натюрморт Павла Кузнецова 1920-х годов. Бизнесмен заплатил за нее всего $5000.
Авен задался целью собрать лучшую коллекцию русского искусства в мире и не жалел на это денег. Неугасающий интерес к живописи и огромные финансовые возможности позволили банкиру стать крупнейшим игроком на российском арт-рынке. Арт-дилеры, занимающиеся русским искусством, стали сами выходить на Авена и предлагать ему первоклассные работы.
Со временем миллиардер пополнил свою коллекцию шедеврами Константина Коровина, Петра Кончаловского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Бориса Кустодиева, Аристарха Лентулова и многих других именитых художников. Работы, собранные банкиром, выставлялись в Еврейском музее в Москве, галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Авен не раз признавался, что хочет основать собственный частный музей, который стал бы постоянным домом для его полотен.