Что мешает Сочи развиваться по примеру лучших международных курортов?

ForbesБизнес

Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки

После Олимпийских игр в Сочи прошло четыре года, но город так и не стал полноценным туристическим кластером. Что мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов?

Марина Мережко

Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Сочи как всесезонный курорт формировался десятилетиями, но по-настоящему мощный импульс к развитию получил в период подготовки к проведению Олимпиады в 2014 году. Благодаря значительным инвестициям в строительство спортивных и инфраструктурных объектов облик города и его возможности как всесезонного туристического направления существенно улучшились.

Казалось, в Сочи было создано все для того, чтобы город-курорт занял лидирующие позиции на рынке внутреннего туризма за счет продажи услуг, конкурентоспособных на международной арене. Однако итоги первого операционного года (2014), как, впрочем, и трех последующих, показали, что наличия качественной инфраструктуры и «исторической памяти» о Сочи как месте пляжного отдыха оказалось недостаточно для того, чтобы курорт работал эффективно и обеспечивал обслуживание кредитов.

В 2014 и 2015 годах доля гостиниц и ресторанов в формировании ВРП Краснодарского края (3,1% и 2,9% соответственно) практически не увеличилась по сравнению с доолимпийским периодом (2,7%). Финансовые результаты отрасли на протяжении всего периода «новой истории» Сочи отрицательные. По состоянию на конец 2017 года финансовый результат гостиниц и предприятий общественного питания в целом по Сочи также отрицательный — этот сегмент экономики демонстрирует убытки на уровне более 2,6 млрд рублей (официальные данные органов статистики). Иными словами, показатели первых четырех лет работы курорта продемонстировали, что тех $50 млрд инвестиций, которые были потрачены на развитие региона в ходе подготовки к Олимпийским играм, оказалось недостаточно для обеспечения устойчивой работы курорта.

Проблемы курортной зоны

Так что же мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов? Какие ограничения стоят на пути роста туристского потока в Сочи? Что можно и следует сделать для того, чтобы повысить операционную эффективность участников рынка и обеспечить обслуживание кредитов? И самое главное — в чью зону ответственности входит решение этих вопросов?

С момента проведения зимних Олимпийских игр — 2014 прошло четыре года, однако говорить о Сочи как о полноценном курорте можно лишь с начала 2016 года. На что были «потрачены» первые два операционных года и почему потребовалось так много времени для того, чтобы все вновь созданные объекты смогли заработать «в полную силу»?

Основная проблема Сочи состояла в том, что город был совершенно не готов к тем кардинальным изменениям, которые произошли в ходе подготовки к Олимпиаде. Вновь построенный и единовременно введенный в эксплуатацию качественный номерной фонд составил 21 500 единиц — фактически объем предложения вырос в два раза притом, что рынок труда остался на прежнем уровне. Это привело к возникновению острого дефицита не только квалифицированных кадров, но и какого-либо персонала вообще. Низкий уровень квалификации, завышенные (даже по московским меркам) ожидания по оплате труда и неготовность персонала работать в соответствии с современными стандартами качества индустрии гостеприимства негативно отразились не только на операционной себестоимости отелей, но и на их имидже.

С первого же года Сочи получил репутацию курорта с низким уровнем сервиса, не соответствующего ожиданиям туристов и уровню цен.

Гостиницам потребовалось два года, чтобы привлечь новую рабочую силу (в основном за счет трудовой миграции из регионов России), разработать программы повышения лояльности персонала, провести необходимые тренинги для повышения квалификации сотрудников всех уровней.

Помимо проблем с кадрами Сочи оказался не готов к приему туристов и во многих других аспектах. Не секрет, что практически все объекты нового строительства были сданы в эксплуатацию со значительными недоработками, касающимися инженерных систем, внутренней отделки, благоустройства территории и проч. Их устранение потребовало дополнительных затрат, что привело к росту операционных расходов и снижению качества предоставляемых услуг. Однако и эти проблемы были практически полностью устранены в период 2014-2016 годов, в основном благодаря дополнительной выручке от продаж, полученной на волне роста объемов внутреннего туризма.

Здесь стоит отметить, что к объектам туристской инфраструктуры относят не только средства размещения и транспортную инфраструктуру, но и индустрию общественного питания, торговли, развлечений, информационной поддержки туристов и т. п. В первые операционные годы Сочи не мог предложить достаточного количества качественных кафе и ресторанов, объектов малой торговли и развлечения. Сеть общественного транспорта оказалась неготовой к наплыву гостей. В городе прослеживалась четкая граница между относительно благоустроенной территорией курортов и городским пространством.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В сторону юга В сторону юга

После XXII зимней Олимпиады Большой Сочи окончательно превратился в город-символ

Quattroruote
Практичный подход Практичный подход

Как избавиться от ощущения остановки, «потолка»? Какие цели ставить?

Psychologies
Девичьи грезы Девичьи грезы

Экологичный лофт с нотками Азии

AD
Citroën C3 Aircross Citroën C3 Aircross

Оригинальный дизайн заметно выделяет «француза» на фоне конкурентов

Quattroruote
Американские герои Американские герои

Как и на чем зарабатывает российский офис The Walt Disney Company

РБК
Cамый полный фарш Cамый полный фарш

Кипящий котел балканской кухни

Psychologies
Поймай его, если сможешь Поймай его, если сможешь

Интервью с героем нового сезона шоу «Холостяк» Егором Кридом

Glamour
Пятьдесят черепах Пятьдесят черепах

История о женщине, которая спасает черепах, занесенных в Красную книгу

СНОБ
Вот так стена! Вот так стена!

Необычное оформление стен детской

Лиза
Комментарии излишни Комментарии излишни

Как к тебе относится мужчина, можно понять по его «лайкам» и сообщениям

Лиза
Селективное восприятие Селективное восприятие

Как сделать интерьер спальни менее скучным

AD
«Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми «Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми

Актеры и музыканты, которые работали в необычных местах

СНОБ
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

С чего начинается дом? С прихожей!

Лиза
О чем говорить с мужчиной О чем говорить с мужчиной

Фотосессия Ростислава Хаита из «Квартета И» и его девушки Ольги Рыжковой

OK!
Олег, Анна, Барселона Олег, Анна, Барселона

Интерьер в Барселоне, деликатно сохранивший все старинные детали

AD
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Спальня Спальня

Семь интерьеров спален в разных стилях

AD
Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном

Интервью с Семеном Слепаковым о том, кто такой герой нашего времени

СНОБ
Хорошие Маннеры Хорошие Маннеры

Сказочный замок главных сестричек Англии

Tatler
10 качеств, которые помогут в карьере 10 качеств, которые помогут в карьере

Эйчары теперь ищут кандидатов с другими качествами и навыками

Cosmopolitan
Вогнал в краску Вогнал в краску

Яркий интерьер дом на Кап-Ферра

AD
Кто не знает H2O Кто не знает H2O

Что же не так с водой и почему она не подходит для умывания?

Cosmopolitan
Сама по себе Сама по себе

Зое Кравиц заработала себе имя в кинематографе,в мире моды и в индустрии красоты

Vogue
Межпланетная картография Межпланетная картография

Как реконструировать ключевые детали на поверхности далекой планеты

Популярная механика
Найдется минутка? Найдется минутка?

Как придать верный ритм своей жизни?

Psychologies
Пар ушел в список Пар ушел в список

Доклад — это не только список фамилий, но и повествовательная часть

СНОБ
Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!” Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!”

Откровенное интервью со звездой артхауса и сериала «Ольга» Яной Трояновой

Psychologies
Что читать в феврале: выбор Psychologies Что читать в феврале: выбор Psychologies

Хорошая книга поможет скрасить зимний вечер. Мы выбрали три новинки, которые составят вам компанию в феврале.

Psychologies
Само совершенство Само совершенство

О парфе из печенки

Огонёк
Юрий Грымов: «Между «поржать» и «посмеяться» большая разница. Второе — гораздо сложнее» Юрий Грымов: «Между «поржать» и «посмеяться» большая разница. Второе — гораздо сложнее»

В декабре 2016 года Юрий Грымов возглавил Московский драматический театр «МОДЕРН». С новым художественным руководителем театр получил не только новое лицо, но и приобрел второе дыхание, ожил, заговорил современным языком.

Psychologies
Открыть в приложении