Предсказать туманное будущее: почему растет спрос на карты таро и кто их покупает
Карты таро взрывают продажи на маркетплейсах — спрос растет на сотни процентов уже второй год. Аналогичный тренд наблюдают и книжные издательства: чтобы удовлетворить спрос и привлечь новую аудиторию, они начинают печатать карты для разной аудитории с иллюстрациями современных художников. Forbes разобрался, как устроен рынок таро и почему растет спрос на карты.
В 2022 году карты таро «взорвали продажи» на Wildberries, заявил в феврале руководитель направления «Книги» на маркетплейсе Алексей Кузьменко. Их популярность растет во всем мире не первый год: Массачусетский технологический институт с 2018 года собирает библиотеку «книг без переплета», то есть разных версий карт таро, Dior в 2021 году выпустил коллекцию, вдохновленную символикой карт, а на YouTube есть множество видео с распаковками колод и онлайн-гаданиями.
В первый год пандемии продажи карт таро выросли втрое, говорила в начале 2021 года представительница компании U.S. Games Systems, одного из крупнейших в мире издательств таро, игральных карт и игр. Компания наблюдала аналогичный всплеск во время кризиса 2008 года, когда «люди искали способы справиться со страхом и тревогой».
В 2021 году объем рынка карт таро в мире составил $1,2 млрд, следует из данных исследовательской компании в области маркетинга Dataintelo. В 2022 году он снова вырос — почти до $1,3 млрд, подсчитала исследовательская компания Market Growth Reports. Спрос на карты таро и эзотерику в целом вырос в том числе из-за политической нестабильности, говорят опрошенные Forbes эксперты. По их словам, так люди пытаются снизить уровень неопределенности.
Forbes поговорил с предпринимателями, представителями маркетплейсов, аналитиками и тарологами и узнал, кто и как зарабатывает на тренде.
Карты, деньги
Карты таро появились как игральные карты, но с XVIII века стали инструментом для гадания, а также анализа собственных мыслей, эмоций и чувств. Обычно колода таро содержит 78 карт — у каждой есть собственное значение. К картам часто прилагается инструкция по их толкованию. Самой популярной в мире считается колода Райдера-Уэйта — это подтверждают опрошенные Forbes продавцы. Она появилась в начале XX века и была названа в честь Артура Эдварда Уэйта, который ее разработал, и издателя Уильяма Райдера. Это первая колода, где на картах изображены понятные образы, с которыми людям легко себя соотносить, объяснял причину популярности таролог и автор книг о таро Марк Хорн.
В сети есть много вариантов, как разложить карты таро. Например, можно разделить колоду на четыре части и снимать верхнюю карту с каждой стопки, выкладывая перед собой. Первая карта расскажет о проблеме, вторая — о том, что на нее влияет, третья — о последствиях, четвертая — что можно предпринять.
Рост спрос на карты таро наблюдается уже два года, а в последний год темпы роста усилились, подтверждает мировой тренд в беседе с Forbes руководительница редакционной группы издательства «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) Ольга Киселева. По ее словам, сейчас ассортимент карт таро, или метафорических ассоциативных карт (МАК) для работы психологов, есть практически у каждого издательства.
МИФ тоже работает с картами таро: связывается с правообладателями, приобретает права, переводит и издает колоды, рассказывает Киселева: «Мы решили ввести их в ассортимент, потому что увидели интерес к теме самопознания — таро и другие карты мы рассматриваем как один из важных инструментов для работы с ним». К тому же, продолжает Киселева, ассортимент таро можно расширить дополнительной продукцией — тематическими книгами и аксессуарами.
Киселева признается, что карты таро покупают в основном на маркетплейсах. Продавцом карт на них выступает и издательская группа «Эксмо-АСТ», партнер МИФ. Основным каналом продаж карт таро в России Киселева называет Wildberries.
Маркетплейс Wildberries впервые отметил тренд на карты таро в 2021 году — продажи категории выросли тогда на 486% по сравнению с 2020 годом. Затем рост ускорился: в январе 2022 года продажи в штуках взлетели более чем в восемь раз год к году, рассказала Forbes представительница маркетплейса. По итогам всего 2022 года популярность таких колод выросла на 255% к 2021-му.
По данным сервиса Moneyplace, который анализирует продажи со складов маркетплейсов, пик продаж карт таро на Wildberries в 2022 году пришелся на март и апрель. Тогда было продано 59 459 и 62 558 колод соответственно, а оборот категории составлял рекордные 40 млн рублей и 33,4 млн рублей, говорит гендиректор Moneyplace Дмитрий Ермолаев. В Wildberries комментировать эти цифры отказались.
Продажи карт таро на Ozon в 2022 году тоже выросли — в шесть раз год к году, сообщил Forbes представитель маркетплейса. Кроме самой популярной колоды Райдера-Уэйта, на площадке часто покупают обучающие карты для начинающих и колоду под названием «Таро Светлого провидца».