Дорогая передача
Глава Tinkoff Private Илья Опренко рассказал Robb Report о том, как изменилось поведение клиентов за последний год, как инвестируют женщины, почему так мало состоятельных людей задумывается о передаче капитала наследникам, и о том, почему переход на работу в «Тинькофф» оказался для него не самым простым в жизни
Илья, у вас огромный опыт работы в иностранных компаниях: швейцарский банк UBS, российский офис Deloitte, управление инвестфондом в Юго-Восточной Азии и… и после этого вы приняли предложение от российской компании. Кажется, многие стремятся к обратной карьере…
Это скорее клише. С одной стороны, я видел гораздо больше (или как минимум не меньше) бюрократии в некоторых западных компаниях. С другой, всегда считал себя адаптивным человеком, легко лавирующим между разными странами, регионами, корпоративными культурами. Я уже более 15 лет в индустрии private и investment banking и пристально следил за развитием «Тинькофф» с самого основания компании. Ещё будучи в UBS, я думал, что если «Тинькофф» когда-нибудь будет развивать private-сегмент, то я бы хотел стать частью этой уникальной истории. Управление капиталами будет переходить в онлайн, и кому, как не «Тинькофф», нужно стать первым дигитальным private-банком.
Но, как ни странно, оглядываясь назад, я понимаю, что переход сложнее всего был именно в «Тинькофф», где процесс полноценной адаптации занял не менее года.
Простите, но тут у меня округляются глаза: да как так? В чём фокус?
Мало кто имеет представление о том, насколько уникальная бизнес-модель в «Тинькофф». Я не видел ничего подобного ни в России, ни за рубежом. В определённых инвесторских кругах принято считать, что позиционирование «Тинькофф» как IT-компании — маркетинговый ход и попытка поднять мультипликаторы, по которым компания оценивается инвесторами. Но, оказавшись внутри, я довольно быстро понял, что в этих словах много правды. Я переходил не из одного банка в другой, а в компанию с очень сильной IT-культурой, с реально работающим гибким подходом — не с иерархичной системой управления, а c горизонтальной, где прослойка между топ-менеджментом и рядовыми сотрудниками минимальна. Возможность проявлять инициативу на любой позиции — не просто слова, а данность. В компании принято открыто подвергать критическому анализу любые инициативы вне зависимости от ранга сотрудника. При этом буквально каждый может выдвинуть идею и, если он или она докажет её экономическую обоснованность, моментально получить поддержку и ресурсы на реализацию.
Можете привести пример?
Когда начались февральские события и следом в марте отменили НДС на золото, я написал председателю правления, что это потенциально интересная тема. В копии было ещё несколько человек, но именно председатель сразу ответил: «Давайте попробуем». И всё, через две-три недели мы уже начали тестировать продукт. Такой скорости в принятии решений я не видел нигде.