Новый инструмент анализа древних геномов поможет больше узнать о наших предках

N+1Наука

Погребенные в 1410 километрах друг от друга афанасьевцы оказались родственниками

Узнать это помог новый инструмент анализа древних геномов

Михаил Подрезов

Humus Glitch / Wikimedia Commons

Генетики и биоинформатики из Германии и США представили новую программу ancIBD, с помощью которой можно выявлять общие по происхождению блоки в геномах древних людей. Благодаря этому инструменту они нашли двух дальних родственников среди носителей афанасьевской археологической культуры, которых около пяти тысяч лет назад похоронили на расстоянии 1410 километров друг от друга. Кроме того, они нашли прямые свидетельства существования недавних общих предков у представителей разных культур позднего энеолита и ранней бронзы, включая носителей ямной культуры и представителей культуры шнуровой керамики. Препринт этой работы выложен на сайте bioRxiv.

В последнее время в популяционной и исторической генетике уделяется все больше внимания исследованиям общих по происхождению блоков сцепления (identical by descent, IBD). Они представляют собой сегменты геномов с идентичными нуклеотидными последовательностями, которые два или более людей унаследовали от общего предка без рекомбинации. Длина этих общих по происхождению блоков зависит от того, сколько поколений прошло с того момента, когда жил общий предок исследованных людей. Так, в геномах близких родственников присутствуют идентичные по происхождению блоки, длина которых превышает 66,7 сантиморгана. У двоюродных родственников ожидаемая длина IBD превышает 62 сантиморгана, а у троюродных – 25.

Однако существующие методы изучения общих по происхождению блоков далеко не всегда подходят для исследования древних геномов. Дело в том, что из-за плохой сохранности ДНК в древних останках обычно качество прочтения генома остается низким (бывают и неожиданные исключения, например, сохранность ДНК в 64-тысячелетней фаланге из Денисовой пещеры позволила прочитать геном с 30-кратным покрытием). Кроме того, при работе с древней ДНК с высокой частотой происходят ошибки генотипирования.

Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам

Российские генетики исследовали ДНК 130 онежских поморов мужского пола

Полуподводный флот Полуподводный флот

Полупогружные транспортные суда: новое для российского судостроения направление

Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома

Луковой шелухой можно не только красить яйца на Пасху!

Дом устарелых Дом устарелых

Легковой автопром в ближайший год справится с задачей импортозамещения

Гормон роста: на что он влияет и почему нужен не только культуристам Гормон роста: на что он влияет и почему нужен не только культуристам

Зачем звезды делают уколы роста?

Физика в НИИ Черногорье Физика в НИИ Черногорье

Большой и подробный разбор досок из Black Mesa — ремейка оригинального Half-Life

«Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться «Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться

Что делать, если вы обнаружили у себя симптомы ипохондрии?

Время пришло: как часовые и ювелирные бренды осваивают NFT-вселенную Время пришло: как часовые и ювелирные бренды осваивают NFT-вселенную

Можно ли балансировать между реальным и виртуальным продуктом

Как легко и быстро нарезать ананас: 3 лучших лайфхака Как легко и быстро нарезать ананас: 3 лучших лайфхака

Лайфхак, который сэкономит ваши силы, нервы и время при чистке ананаса

Новый симулятор VR показывает, что происходит с нами после смерти. А вы бы хотели узнать? Новый симулятор VR показывает, что происходит с нами после смерти. А вы бы хотели узнать?

Симулятор виртуальной реальности, который позволяет участникам ощутить смерть

Адреналина и зрелищ: самые экстремальные экологичные гонки Адреналина и зрелищ: самые экстремальные экологичные гонки

Что будет, если скрестить «дакар» и ралли-кросс на машинах с электродвигателями?

Коллагеновая ампула. Как индустрия красоты разрушает экосистему лесов Амазонии Коллагеновая ампула. Как индустрия красоты разрушает экосистему лесов Амазонии

Как индустрия красоты влияет на экологию?

Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View

Какие значимые изменения произошли в 2022 году в сфере оценки в целом?

Позитивные изменения
Канадские «суперсвиньи» угрожают животным США. Американцев может спасти «свинья-Иуда»! Канадские «суперсвиньи» угрожают животным США. Американцев может спасти «свинья-Иуда»!

Дикие кабаны адаптировались к суровым канадским зимам

Не загораживай мне солнце Не загораживай мне солнце

Разговор с удаленщиком-экстремалом

Perestroika и литература. Часть 1 Perestroika и литература. Часть 1

Большуая история литературы и литературного процесса перестройки

Полка
Как восстановиться после развода: 7 советов психотерапевта — залечите раны Как восстановиться после развода: 7 советов психотерапевта — залечите раны

Как помочь себе, когда кажется, что нечем дышать, и земля уходит из-под ног?

Могут ли существовать планеты, состоящие из темной материи? И, если да, то как их обнаружить? Могут ли существовать планеты, состоящие из темной материи? И, если да, то как их обнаружить?

Но что, если в космосе есть планеты, состоящие из частиц вне Стандартной модели?

8 полезных лайфхаков, которыми пользовались все советские хозяйки: что делать со старыми газетами 8 полезных лайфхаков, которыми пользовались все советские хозяйки: что делать со старыми газетами

Газета ещё может пригодиться в быту и стать незаменимым помощником!

«Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх «Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх

Какой сильной бывает любовь

Трижды королева: как Хелен Миррен работала над ролями британских монархов. Фрагмент свежей биографии актрисы Трижды королева: как Хелен Миррен работала над ролями британских монархов. Фрагмент свежей биографии актрисы

Как Хелен Миррен работала над ролями королев

Астрономы обнаружили в глубинах космоса галактику-одиночку — похоже, она поглотила всех своих сородичей Астрономы обнаружили в глубинах космоса галактику-одиночку — похоже, она поглотила всех своих сородичей

Галактика 3C 297 таинственным образом осталась в полном одиночестве

Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии

Зачем нужны сны и как побороть бессонницу?

Главный секрет идеального блюда из мяса раскрыла Ляйсан Утяшева Главный секрет идеального блюда из мяса раскрыла Ляйсан Утяшева

Ляйсан Утяшева рассказала о семейном рецепте идеальных мантов

Между молотом и детским садом: как мировые кризисы влияют на положение женщин Между молотом и детским садом: как мировые кризисы влияют на положение женщин

Правда ли, что мировые кризисы способствуют эмансипации?

Дани Редд: «Арктический клуб любителей карри». Дорога к Третьему полюсу Дани Редд: «Арктический клуб любителей карри». Дорога к Третьему полюсу