Право на отдых: как новый законопроект об удаленной работе изменит отношения сотрудников и работодателей
Просьбы подготовить еще пару отчетов в 8 вечера или отшлифовать презентацию на выходных перешли из разряда рабочего подвига в ежедневную рутину. Виноват в этом карантин, который стер границы между работой и досугом. Сможет ли новый законопроект защитить право сотрудников на отдых во внерабочее время?
Работать из дома не только удобно, но и круглосуточно». Такая ходила в начале карантина, то есть, простите, каникул, шутка. Спустя пару месяцев появился законопроект, который эти шутки сделал несмешными.
Наблюдая за публикациями коллег и друзей в сети несложно было заметить, что количество рабочих часов при переходе на дистанционную занятость увеличилось. Причина среди прочих — необходимость находиться на связи с работодателем и коллегами постоянно. Первые недели, первый месяц работы из дома были очень стрессовыми, а начальники — такие же люди, как и подчиненные. Поэтому где-то были перегибы и в общении, и в контроле.
Не всех эта ситуация устроила, и группа неравнодушных депутатов Государственной думы, среди которых значатся Владимир Володин и Сергей Неверов, а также члены Совета Федерации Валентина Матвиенко, Александр Турчак и Андрей Клишас, вышла с инициативой защитить сотрудников от надоедливых руководителей, которые пишут, звонят и беспокоят заданиями в нерабочее время, законопроектом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».
Морально устаревший кодекс
Временная дистанционная занятость была востребована и ранее. И еще до карантина были прецеденты в судебной практике, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удаленку» как прогул, а недобросовестные работники пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, хотя разрешения не получали. Причина — все договоренности были устными.
Законопроект призван исправить такую практику и дать определение дистанционной работе, зафиксировать особенности заключения трудового договора об удаленной работе, а также разграничить периоды работы и отдыха сотрудника, который трудится вне офиса.
Документ находится на рассмотрении в Госдуме, и до 16 июля этого года в проект могут быть внесены поправки, комментарии и дополнения. Законопроект с большой долей вероятности может быть принят в июле, так как действующая с 2013 года глава 49.1 Трудового кодекса о дистанционной работе морально устарела, достаточно сложна для применения, из-за чего ею пользуются минимальное количество работников и работодателей.
Вынужденная работа из дома подсветила не только отсутствие временных разграничений, но и недостаточную гибкость и ограниченные возможности применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях работодателя и сотрудника «на удаленке».