Пожалей чужие страдания. О «Забавных играх» Михаэля Ханеке
14 апреля в российский прокат выходят «Забавные игры» — самый противоречивый фильм в карьере австрийца Михаэля Ханеке. В этой работе он рассуждает не о природе насилия, а о современном состоянии кинематографа, предлагающего зрителю насладиться экранными зверствами. В чем именно состоят претензии автора и как «Забавные игры» отражают его философию — в материале «Сноба»
Кратко
В «Забавных играх» Михаэль Ханеке критикует медиа, которые показывают крайне жестокие сцены по телевизору ради рейтинга, и общество, потребляющее это ради развлечения. Хроника войны, «Криминальное чтиво» Тарантино или мультсериал «Том и Джерри» — Ханеке против любой формы экранного насилия, он считает его неэтичным. Поэтому в «Забавных играх» режиссер издевается не столько над героями, сколько над зрителем. Автор поступает так не из-за гипертрофированного желания причинить кому-либо боль, он хочет пробудить в зрителях совесть и еще раз напомнить всем, что зло — абсолютно и непознаваемо и его крайне опасно возвеличивать.
Подробно
Двое юношей, одетых в легкую белую одежду и белые перчатки, называющих себя то Питером (Франк Гиринг) и Полом (Арно Фриш), то Томом и Джерри, то Бивисом и Баттхедом, врываются в дом очередной благополучной семьи и предлагают ее членам сыграть в серию игр, ведя с жертвами спор о том, доживут ли они до утра следующего дня. Без особого удовольствия пытают людей, предлагают оказать первую помощь, просят сотрудничать с ними, говорят вежливо и спокойно. Их новые «игрушки» Георг (Ульрих Мюэ), его жена Анна (Сюзанна Лотар) и маленький сын Жоржи (Штефан Клапчински) не готовы принять свою смерть, но их никто не спрашивает.